С Днём Победы!

 
On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
постоянный участник


Пост N: 322
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.11.13 06:40. Заголовок: Гармонический ликбез-2


Обнаружилось, что начальная тема закрыта, приходится открыть её продолжение. В ней хотел бы остановиться на аккордах: терминах, их определениях и способах представления словами и символами. Вынужден обратиться к этому обсуждению по причине неоднозначного понимания ряда аккордов, представленных словами при обсуждении методики переложения романса Б.Прозоровского "Корабли".
Начну хотя бы с этого эпизода:
свит:
" ... на третьей доле 3-го такта Вы взяли бас ми. Наверное потому, что бас ми составит благозвучный аккорд с нотами голосов соль-диез и си-бекар - аккорд ми мажор. Не так ли?"
Waldemar:
"Совершенно верно! Точнее - не ми мажор, а ми-доминантсептаккорд. Это двойная доминанта в ре миноре. Если другими словами это малый мажорный септаккорд второй ступени. Если бы я аранжировал с нуля, я бы взял на второй ступени полууменьшенный септаккорд ми-соль-си-бемоль-ре. Он прозвучал бы мягче."
Во-первых, почему точнее?...Хотел написать, что баянисту проще заглянуть в схему левой клавиатуры баяна и посмотреть в ней состав готового мажорного аккорда (Б), в данном случае от баса ми. Заглянул, посмотрел и нашёл, что я был не прав, как тот самый Борис: в этом аккорде те же три ноты, только разместились они по-другому: соль диез (основная, она же прима)-си-ми.
Во-вторых, выражение "ми-доминантсептаккорд" непонятно ни с какой стороны, хотя бы потому, что септаккорд -это четырёхзвучие, а мы обсуждаем трезвучие.
В-третьих, выражение "другими словами это малый мажорный септаккорд второй ступени" проясняет ступень и, соответственно,ноту в основании аккорда ( в тональности ре минор это ми), а также состав аккорда. Но почему снова септаккорд (четырёхзвучие), когда обсуждается трезвучие?
В-четвёртых, малый мажорный септаккорд включает в себя три интервала между четырьмя нотами: б.3+м.3+м.3, т.е. в основании аккорда большая терция, а выше ещё две малые терции (см., например, стр. 141 пособия "Дадиомов А.Е. Начальная теория музыки"). Мы же имеем трезвучие ми-соль диез-си, в котором только два интервала: б.3+м.3.
Я попытался самостоятельно определить, как следовало бы написать название аккорда - трезвучия ми-соль диез-си. Обратился к другому источнику: Т.А.Вахромеева. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. Там в таблицах 14 и 15 на стр. 69-76 показаны на нотных линейках трезвучия в разных тональностях и их буквенно-цифровые обозначения. В таблице 13 на стр. 68 показаны ступени звукоряда (от l до Vll) и названия аккордов, соответствующие этим буквенно-цифровым обозначениям. Вот что у меня получилось. Упомянутый выше состав трезвучия имеют:
а)тоническое трезвучие на первой ступени тональности ми мажор. Автор обозначает его как Т с цифирьками справа - 3 снизу и 5 сверху (не знаю, как набрать их на ноуте);
б) доминантовое трезвучие на V ступени тональности ля минор. Автор обозначает его как D c цифрами 3 снизу и 5 - сверху.
После всех этих изысканий в голове компот и вертится фраза Абдулы из фильма "Белое солнце пустыни": "Как прикажешь понимать тебя, Саид?"

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 273 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 All [только новые]


постоянный участник


Пост N: 431
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.01.14 06:32. Заголовок: Vofa пишет: Так мы ..


Vofa пишет:

 цитата:
Так мы что, петь не будем???


Vofa, не в ту дверь стучимся:я не спеваю - бывает, редко, подпеваю. Вам - к hovrin120. У того и хор девушек в запасе. Идея такая. Вы пропеваете одну строчку романса, кто-то из девушек - другую, затем опять Вы и опять женский голос. В финале звучат все голоса - мощный Ваш и стройный женский хор. Зрители встают, слушатели рукоплещут. Запись делается по частям Вами и hovrin120. Сведение частей в один трек и выкладывание на форуме - за Вами, прослушивание и аплодисменты - за форумом. Если нужен текст романса, отсканирую и сброшу.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 781
Зарегистрирован: 15.12.08
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.01.14 10:20. Заголовок: свит пишет: В финал..


свит пишет:

 цитата:
В финале звучат все голоса - мощный Ваш и стройный женский хор.

А кто аккомпанировать будет?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 433
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.01.14 18:37. Заголовок: hovrin120 пишет: А..


hovrin120 пишет:

 цитата:
А кто аккомпанировать будет?


Тот, кого девушки слушаются, у кого способности и опыт аккомпанирования, а в придачу - всеми уважаемый баян "Ясная поляна"! Логично? В помощь могу прислать хороший лидшит "Кораблей", с которого всё и начиналось.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 434
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.01.14 21:17. Заголовок: Waldemar пишет: Теп..


Waldemar пишет:

 цитата:
Теперь в 12-м такте у Вас аккорд В6, только надо бы туда добавить ноту ре.


Разбирался с заданным Вами ребусом. Через В6, как я понимаю, обозначен мажорный секстаккорд от си бемоль. Этот аккорд получают первым обращением (переносом на октаву вверх) примы основного мажорного аккорда от си бемоль, в данном случае - примы аккорда си бемоль-ре-фа. При первом обращении этого основного аккорда получаем мажорный секстаккорд ре-фа-си бемоль. У меня же в 12-м такте аккорд другой: соль-си бемоль-фа. Где ошибка в моём построении?
Ещё: мажорный секстаккорд должен иметь интервалы м.3 (малую терцию) внизу и ч.4 (чистую кварту) вверху. В 12-м такте верхний интервал аккорда ч.5 (чистая квинта).
Перейдя к практической рекомендации присоединить к этому аккорду ноту ре, нахожу , что ре вносит нежелательно затянутое и унылое повторение уже двух нот (ре и соль) на протяжении двух тактов - 12-го и 13-го. А этого не хотелось бы. Потому с добавлением ре не могу согласиться.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1659
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.01.14 22:34. Заголовок: свит пишет: Через В..


свит пишет:

 цитата:
Через В6, как я понимаю, обозначен мажорный секстаккорд от си бемоль.



Никак нет! Вb6 в данном случае си-бемоль мажор с секстой. Состав аккорда: си- бемоль -ре - фа - соль. Дело в том, что традиционное музыкальное мышление народников и классиков зиждется на трезвучиях. А Вы шагните хотя бы полшага в джазовую сторону!

Аранжировщик Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 436
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.01.14 20:15. Заголовок: Waldemar пишет: Вb6..


Waldemar пишет:

 цитата:
Вb6 в данном случае си-бемоль мажор с секстой. Состав аккорда: си- бемоль -ре - фа - соль. Дело в том, что традиционное музыкальное мышление народников и классиков зиждется на трезвучиях. А Вы шагните хотя бы полшага в джазовую сторону!


Шагнул и нашёл то, что Вы написали здесь для аккорда-четырёхзвучия. Правда, и этот аккорд не тот, что у меня. Впрочем, пора перейти к 11-му такту.

 цитата:
А в 11-м такте малую секунду до-диез - ре надо заменить на малую терцию до-диез - ми. Будет лучше звучать.


Конечно, предлагаемая Вами малая терция звучит лучше, чем малая секунда. Но при такой замене получаем в данном месте довольно скучно звучащий аккорд, потому что убрали отсюда залигованную ноту ре, неплохо, на мой взгляд, звучащую при переходе к последующему двузвучию. Вот это звучащее ре мне хотелось бы сохранить. Потому предлагаю убрать до диез из четырёхзвучия:





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 455
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.02.14 21:15. Заголовок: Waldemar пишет: Ко..


Waldemar пишет:

 цитата:
Конца там и не видно! Разумеется, если свит'а такой результат устраивает, можно и остановится. Но я бы там еще позанимался. Да, такова работа аранжировщика - без конца и края. Некоторые вещи я делаю уже больше десяти лет. Бросаю, возвращаюсь, вижу не то - переделываю, опять не то, опять бросаю и т.д.


У меня происходит нечто подобное. Посчитав, что можно остановиться, попытался исполнить на баяне содеянное и...стал переделывать аккомпанемент на тот, что предложили Вы (я бы назвал его размер 8/8). Оставил неизменным аккомпанемент 4/4 во вступлении. В последующих тактах он показался трудноватым для привязки к мелодии, где много восьмых, да ещё с накладкой нот второго голоса, начало или окончание которых зачастую не совпадает с началом или окончанием четвертей.
Пока правил ноты, подоспел вариант "Кораблей" Вячеслава на его сайте. До того я обращался к нему с просьбой об отзыве на предлагаемый мною вариант с Вашими поправками. По части отзыва ответ был, что гармонический анализ - это к Waldemar-у, в нём тот разбирается лучше. С практической же стороны он предложил на сайте свой вариант. Посмотрев его, увидел, что Вячеслав, как и Вы, не отказался от арпеджио в конце музыкальных фраз. Поразмыслив, решил попробовать и я. Вот что из всего этого получилось:
.
Waldemar, как считаете, приемлемы ли такие изменения? Потом, не слишком ли усложняется для исполнения любителем аранжировка с такими арпеджио?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1673
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.14 19:32. Заголовок: свит пишет: Waldema..


свит пишет:

 цитата:
Waldemar, как считаете, приемлемы ли такие изменения? Потом, не слишком ли усложняется для исполнения любителем аранжировка с такими арпеджио?



Я считаю, что в аранже приемлемы ЛЮБЫЕ изменения, если они:
1. Не портят мелодико-гармоническую структуру произведения;
2. не усложняют нотный материал настолько, что его невозможно исполнить;
3. удовлетворяют стремлениям самого аранжировщика.
Исходя из этого, я должен сказать, что версия Вячеслава Миневского очень хорошо и профессионально выполнена и Вам её надо взять в качестве образца для дальнейших разработок.

Аранжировщик Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 458
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.14 20:04. Заголовок: Waldemar пишет: вер..


Waldemar пишет:

 цитата:
версия Вячеслава Миневского очень хорошо и профессионально выполнена и Вам её надо взять в качестве образца для дальнейших разработок.


Waldemar, огромное Вам спасибо за все высказанные замечания и сопровождение моих опытов по аранжировке! Без Вас я не рискнул бы. Теперь уже совсем другими глазами, осмысленно смотрю на фортепианные ноты и представляю, что с ними надо делать, располагая при этом совсем незначительным багажом знаний. Вот этот багаж собираюсь постепенно наращивать, одновременно отслеживая попытки других товарищей-учеников отметиться на этом поприще. Успеха всем начинающим и продолжающим под присмотром Waldemar-а!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 2
Зарегистрирован: 08.06.15
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.07.15 23:26. Заголовок: А можно ту самую фор..


А можно ту самую фортепианную версию нот (переложения романса Б.Прозоровского "Корабли") в студию, с которой это тема начиналась?

Спасибо!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 956
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.07.15 18:09. Заголовок: angerov пишет: А мо..


angerov пишет:

 цитата:
А можно ту самую фортепианную версию нот (переложения романса Б.Прозоровского "Корабли") в студию, с которой это тема начиналась?


С трудом нашёл первоисточник. Прямой ссылки дать не могу. Надо зайти на сайт http://notarhiv.ru, там кликнуть "Вокальный архив", в нём - "Романсы (старинные и цыганские)", далее в алфавитном списке найти "Корабли". Дозволяется распечатать ноты в формате .pdf.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1960
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.07.15 20:12. Заголовок: angerov пишет: А мо..


angerov пишет:

 цитата:
А можно ту самую фортепианную версию нот (переложения романса Б.Прозоровского "Корабли") в студию, с которой это тема начиналась?



Я стараюсь сохранить в моей нотной коллекции всё, с чем когда-либо соприкоснулся. Вот "Корабли", по-моему те самые:

click here

Аранжировщик Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 957
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.07.15 22:27. Заголовок: Waldemar пишет: Во..


Waldemar пишет:

 цитата:
Вот "Корабли", по-моему те самые: click here


Ноты идентичны, но с другого сайта, кажется. Копирование же на файлообменник RGhost выполнено сегодня и ссылка какое-то время будет активна. Аналогичная моя ссылка на тот же файлообменник была сделана 11.11.2013 г., файл уже удалён.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 273 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 56
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет