С Днём Победы!

 
On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
АвторСообщение
постоянный участник


Пост N: 322
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.11.13 06:40. Заголовок: Гармонический ликбез-2


Обнаружилось, что начальная тема закрыта, приходится открыть её продолжение. В ней хотел бы остановиться на аккордах: терминах, их определениях и способах представления словами и символами. Вынужден обратиться к этому обсуждению по причине неоднозначного понимания ряда аккордов, представленных словами при обсуждении методики переложения романса Б.Прозоровского "Корабли".
Начну хотя бы с этого эпизода:
свит:
" ... на третьей доле 3-го такта Вы взяли бас ми. Наверное потому, что бас ми составит благозвучный аккорд с нотами голосов соль-диез и си-бекар - аккорд ми мажор. Не так ли?"
Waldemar:
"Совершенно верно! Точнее - не ми мажор, а ми-доминантсептаккорд. Это двойная доминанта в ре миноре. Если другими словами это малый мажорный септаккорд второй ступени. Если бы я аранжировал с нуля, я бы взял на второй ступени полууменьшенный септаккорд ми-соль-си-бемоль-ре. Он прозвучал бы мягче."
Во-первых, почему точнее?...Хотел написать, что баянисту проще заглянуть в схему левой клавиатуры баяна и посмотреть в ней состав готового мажорного аккорда (Б), в данном случае от баса ми. Заглянул, посмотрел и нашёл, что я был не прав, как тот самый Борис: в этом аккорде те же три ноты, только разместились они по-другому: соль диез (основная, она же прима)-си-ми.
Во-вторых, выражение "ми-доминантсептаккорд" непонятно ни с какой стороны, хотя бы потому, что септаккорд -это четырёхзвучие, а мы обсуждаем трезвучие.
В-третьих, выражение "другими словами это малый мажорный септаккорд второй ступени" проясняет ступень и, соответственно,ноту в основании аккорда ( в тональности ре минор это ми), а также состав аккорда. Но почему снова септаккорд (четырёхзвучие), когда обсуждается трезвучие?
В-четвёртых, малый мажорный септаккорд включает в себя три интервала между четырьмя нотами: б.3+м.3+м.3, т.е. в основании аккорда большая терция, а выше ещё две малые терции (см., например, стр. 141 пособия "Дадиомов А.Е. Начальная теория музыки"). Мы же имеем трезвучие ми-соль диез-си, в котором только два интервала: б.3+м.3.
Я попытался самостоятельно определить, как следовало бы написать название аккорда - трезвучия ми-соль диез-си. Обратился к другому источнику: Т.А.Вахромеева. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. Там в таблицах 14 и 15 на стр. 69-76 показаны на нотных линейках трезвучия в разных тональностях и их буквенно-цифровые обозначения. В таблице 13 на стр. 68 показаны ступени звукоряда (от l до Vll) и названия аккордов, соответствующие этим буквенно-цифровым обозначениям. Вот что у меня получилось. Упомянутый выше состав трезвучия имеют:
а)тоническое трезвучие на первой ступени тональности ми мажор. Автор обозначает его как Т с цифирьками справа - 3 снизу и 5 сверху (не знаю, как набрать их на ноуте);
б) доминантовое трезвучие на V ступени тональности ля минор. Автор обозначает его как D c цифрами 3 снизу и 5 - сверху.
После всех этих изысканий в голове компот и вертится фраза Абдулы из фильма "Белое солнце пустыни": "Как прикажешь понимать тебя, Саид?"

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 273 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 All [только новые]





Пост N: 140
Зарегистрирован: 19.06.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.13 14:51. Заголовок: Waldemar пишет: Пон..


Waldemar пишет:

 цитата:
Понимание этого начинается с того, на какой ступени какой строится аккорд. Для народных песен, классики и попсы это трехвучия, для джаза - минимум четыре звука.



Первых четыре такта "Не для меня":

Видим, что в первом такте тенор поёт ноты: си, соль, фа-диез. Нота си находится на 5-ой ступени ми-минора мелодического и этой ступени соответствует аккорд B (си-мажор). Нота соль - на на 3-ей ступени и ей соответствует аккорд G (соль-мажор). Нота фа-диез находится на 2-ой ступени и находим здесь уменьшенное трезвучие от ноты фа-диез. Так? И как рассуждать дальше, Waldemar ?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1622
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.13 14:56. Заголовок: Ляkсеич пишет: Не д..


Ляkсеич пишет:

 цитата:
Не допустил ли я ошибки, Waldemar, при этих построениях и в названиях аккордов?



Ошибка в следующем. Вы в тональности ми минор попытались расписать гамму до мажор и соль мажор. Я не понял, зачем Вы это сделали. Похоже, Вы и сами тоже не поняли. У нас конкретно песня в тональности ми минор.

Аранжировщик Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1623
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.13 14:58. Заголовок: свит пишет: Я не сл..


свит пишет:

 цитата:
Я не слишком согрешил со своим аккордом соль мажор при наличии таких установок?



По-моему, соль мажора там вообще не было!

Аранжировщик Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1624
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.13 15:03. Заголовок: Ляkсеич пишет: Види..


Ляkсеич пишет:

 цитата:
Видим, что в первом такте тенор поёт ноты: си, соль, фа-диез. Нота си находится на 5-ой ступени ми-минора мелодического и этой ступени соответствует аккорд B (си-мажор). Нота соль - на на 3-ей ступени и ей соответствует аккорд G (соль-мажор). Нота фа-диез находится на 2-ой ступени и находим здесь уменьшенное трезвучие от ноты фа-диез. Так? И как рассуждать дальше, Waldemar ?



Нет, не так. Ступень ступенью, нота нотой, а инструмент - в руках. Попробуйте сыграть то, что Вы написали (в цитате) и Вы поймете, что нота си тоже входит в ми минор.

Аранжировщик Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 141
Зарегистрирован: 19.06.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.13 15:09. Заголовок: Waldemar пишет: Оши..


Waldemar пишет:

 цитата:
Ошибка в следующем. Вы в тональности ми минор попытались расписать гамму до мажор и соль мажор. Я не понял, зачем Вы это сделали. Похоже, Вы и сами тоже не поняли. У нас конкретно песня в тональности ми минор.


Waldemar, а в моем сообщении №138 разве не диатоническая шкала аккордов, построенная на ми-миноре мелодическом?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1625
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.13 15:11. Заголовок: свит пишет: Пытался..


свит пишет:

 цитата:
Пытался, но, поскольку в качестве заготовки использую вариант Ляkсеича, набранный в Сибе, вставляемые мною номера тактов накрываются текстом романса. Как сместить весь текст вверх, мне пока неизвестно. Выручайте, если знаете.



Такого не может быть. Текст романса расположен под нотоносцем, а нумерация тактов идет над нотоносцем. В меню выбираете "Текст", далее "Стили", далее "нумерация тактов". Есть ещё более простой способ.

Аранжировщик Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 142
Зарегистрирован: 19.06.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.13 15:28. Заголовок: Waldemar пишет: Нет..


Waldemar пишет:

 цитата:
Нет, не так. Ступень ступенью, нота нотой, а инструмент - в руках. Попробуйте сыграть то, что Вы написали (в цитате) и Вы поймете, что нота си тоже входит в ми минор.


Так видя си и соль у тенора, можно предположить наличие ми-минора, и взглянув после в диатоническую шкалу ми-минора мелодического убедиться, что он там присутствует, так? А как прийти в аккомпанементе от Em далее к B7 (он в Вашей диатонической шкале находится на 7-ой ступени) ?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1626
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.13 17:54. Заголовок: Ляkсеич пишет: А к..


Ляkсеич пишет:

 цитата:
А как прийти в аккомпанементе от Em далее к B7 (он в Вашей диатонической шкале находится на 7-ой ступени)?



На 7-ой повышенной ступени строится уменьшенное трезвучие ре-диез - фа-диез - ля. Оно является частью домининтсептаккорда B7. Вы сами писали, что в первом такте тенор поёт ноты: си, соль, фа-диез. Вот как раз на фа-диез и приходится B7.

Аранжировщик Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 143
Зарегистрирован: 19.06.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.13 19:32. Заголовок: Waldemar пишет: На ..


Waldemar пишет:

 цитата:
На 7-ой повышенной ступени строится уменьшенное трезвучие ре-диез - фа-диез - ля. Оно является частью домининтсептаккорда B7.


Теперь ясно. Спасибо, Waldemar !
А вот с пятой ступенью диатонической шкалы пока не понятно. Почему в ней стоит B? А у меня почему-то получается Bm и своей ошибки я никак не могу обнаружить.
И еще не понятно почему диатоническая шкала строится только для восходящей гаммы мелодического минора?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1627
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.13 20:01. Заголовок: Ляkсеич пишет: А во..


Ляkсеич пишет:

 цитата:
А вот с пятой ступенью диатонической шкалы пока не понятно. Почему в ней стоит B? А у меня почему-то получается Bm и своей ошибки я никак не могу обнаружить. И еще не понятно почему диатоническая шкала строится только для восходящей гаммы мелодического минора?



В мелодическом миноре 6-я и 7-я ступень повышены на полтона. В Вm (си миноре) ноты си - ре - фа-диез. Но в мелодическом миноре 7-я ступень будет ре-диез, поэтому и си мажор, а не минор. А кто Вам сказал, что диатоническая шкала строится только для восходящей гаммы мелодического минора? Что-то я не помню такого правила.
Самое трудное в гармонизации - это когда есть только "голая" одноголосая мелодия. Там могут быть разные варианты. Например, в "Не для меня" наиболее сложны первые 4 такта, потому что там один голос. Далее идут три голоса - это упрощает поиск аккордов. Ну а в отношении хода си - соль - фа-диез - ми - ведь это известнейший классический ход. Это начало "Концерта для фортепиано с оркестром № 1" Петра Ильича Чайковского. В музыке немало стереотипов, надо просто много слушать Музыку и анализировать.






Аранжировщик Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 144
Зарегистрирован: 19.06.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.13 22:04. Заголовок: Waldemar пишет: Но ..


Waldemar пишет:

 цитата:
Но в мелодическом миноре 7-я ступень будет ре-диез, поэтому и си мажор, а не минор.


Почему же тогда 4-ая ступень Am , а не A ? Ведь на 6-ой ступени этой гаммы стоит C# .
Waldemar пишет:

 цитата:
А кто Вам сказал, что диатоническая шкала строится только для восходящей гаммы мелодического минора? Что-то я не помню такого правила.


Не дали иллюстрацию нисходящей шкалы, вот и закралась такая мысль. :) И в каких случаях используют эту нисходящую диатоническую шкалу аккордов, Waldemar ?
Спасибо!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1628
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.13 23:59. Заголовок: Ляkсеич пишет: Не д..


Ляkсеич пишет:

 цитата:
Не дали иллюстрацию нисходящей шкалы, вот и закралась такая мысль. :) И в каких случаях используют эту нисходящую диатоническую шкалу аккордов, Waldemar ?



Роль диатонической шкалы в гармонизации не так уж велика. Знание диатонической шкалы поможет Вам лучше ориентироваться в тональности. Диатоническая шкала помогает также при замене аккордов.
Однако, правила гармонизации мелодии не отводят диатонической шкале какую либо самодовлеющую роль. Вот почитайте – это ОЧЕНЬ ВАЖНО:

[img][/img]


Аранжировщик Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 145
Зарегистрирован: 19.06.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.12.13 12:35. Заголовок: Waldemar пишет: Вот..


Waldemar пишет:

 цитата:
Вот почитайте – это ОЧЕНЬ ВАЖНО:


Благодарю, Waldemar !
В более полном варианте нашел этот отрывок здесь.
И в нем есть фрагмент:

"В следующем, третьем такте три из четырех звуков принадлежат функции доминанты, хотя есть два звука (ре и фа), которые можно отнести и к субдоминанте."
А что это за три звука и почему они принадлежат функции доминанты?
И не понятно почему в 5-ом, 6-ом и 7-ом тактах выбраны соответственно S, T, D?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1455
Зарегистрирован: 21.02.08
Откуда: РФ, Смоленская губерния
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.12.13 15:07. Заголовок: Ляkсеич пишет: А что..


Ляkсеич пишет:
 цитата:
А что это за три звука и почему они принадлежат функции доминанты?

Ну тональность ведь там до мажор, так? В до мажоре доминанта (V ступень) кто? Нота "соль"! Значит функцию доминанты какое трезвучие несёт? Соль мажор (соль, си, ре) либо... доминантсептаккорд (соль, си, ре, фа). Вот ноты "соль", "фа" и "ре" очевидно и есть те самые три звука.
Ляkсеич пишет:
 цитата:
И не понятно почему в 5-ом, 6-ом и 7-ом тактах выбраны соответственно S, T, D?

Почему же непонятно? В результате точно такого же анализа: в 5-ом такте ноты "ля" и "до" - они относятся к субдоминанте, 6-ой такт повторяет первые два, значит там будет тонический аккорд, ну а 7-й - копия 3-его, стало быть, аккорд нужен доминантовый.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 146
Зарегистрирован: 19.06.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.12.13 16:05. Заголовок: MAN пишет: Почему ж..


MAN пишет:

 цитата:
Почему же непонятно?


Непонятно( хоть этот вопрос и риторический, но отвечаю на него) из-за отсутствия у меня базовых знаний. Попробую за новогодние праздники хоть немного устранить пробелы. Иначе, полагаю, толку не будет.
Благодарю, MAN, за помощь!
А как называется книга, цитату из которой привёл Waldemar, и кто её автор?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1630
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.12.13 22:54. Заголовок: Ляkсеич пишет: А ка..


Ляkсеич пишет:

 цитата:
А как называется книга, цитату из которой привёл Waldemar, и кто её автор?



Это наиболее часто встречающиеся постулаты из различных учебников по гармонии.
Прочитать полностью Вы можете здесь - click here

Аранжировщик Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 147
Зарегистрирован: 19.06.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.12.13 23:21. Заголовок: Waldemar пишет: Это..


Waldemar пишет:

 цитата:
Это наиболее часто встречающиеся постулаты из различных учебников по гармонии.
Прочитать полностью Вы можете здесь - click here


Благодарю, Waldemar !
Постараюсь сочетать "бригадный" учебник по гармонии с этим материалом. Чтобы в результате всё-таки "Не для меня" сдвинулось у меня с мертвой точки.
В "бригадном" учебнике есть задания по гармонизации. Насколько их полезно решать и уместно ли будет приводить их здесь (со своими ответами) для совместного разбора всеми желающими под Вашим началом, Waldemar ?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1631
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.12.13 23:24. Заголовок: Ляkсеич пишет: В &#..


Ляkсеич пишет:

 цитата:
В "бригадном" учебнике есть задания по гармонизации. Насколько их полезно решать и уместно ли будет приводить их здесь (со своими ответами) для совместного разбора всеми желающими под Вашим началом, Waldemar?



Я почти уверен, что тот нотный материал, который дан в "бригадном" учебнике, будет Вам неинтересен. Поэтому давайте плотно займемся песней "Не для меня".

Аранжировщик Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 390
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.01.14 09:13. Заголовок: Waldemar пишет: Одн..


Waldemar пишет:

 цитата:
Однако, правила гармонизации мелодии не отводят диатонической шкале какую либо самодовлеющую роль. Вот почитайте – это ОЧЕНЬ ВАЖНО: [img][/img]


Приведённая Вами ссылка настолько заинтересовала, что постарался отыскать первоисточник. В целом он произвёл очень хорошее впечатление лаконичностью и простотой изложения. Такое встречается весьма редко. Сегодня распечатал и остальные, важные для гармонического ликбеза разделы. Посмотрю их в первую очередь, отложив на время другие, более объёмные пособия.
Ляkсеич пишет:

 цитата:
"В следующем, третьем такте три из четырех звуков принадлежат функции доминанты, хотя есть два звука (ре и фа), которые можно отнести и к субдоминанте." А что это за три звука и почему они принадлежат функции доминанты?


Озадачился таким же вопросом, рассматривая этот 3-й такт (исходил из того, что гармонизация строится на трезвучиях).
MAN пишет:

 цитата:
Ну тональность ведь там до мажор, так? В до мажоре доминанта (V ступень) кто? Нота "соль"! Значит функцию доминанты какое трезвучие несёт? Соль мажор (соль, си, ре) либо... доминантсептаккорд (соль, си, ре, фа). Вот ноты "соль", "фа" и "ре" очевидно и есть те самые три звука.


Это разъяснение расставило всё по своим местам - стала понятной фраза пособия. В дальнейшем буду иметь в виду и септаккорды, из-за которых я препирался с Учителем в начале темы. Спасибо, Александр!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 396
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.14 21:56. Заголовок: Выкладываю такты Кор..


Выкладываю такты Кораблей с 10-го по 16-й. По сути это последние такты. Дальше, как и в нотах фортепьянного оригинала, следуют повтор тактов с 5-го по 15-й и 17-й такт окончания, немного отличающийся от 16-го.








Об аккомпанементе. Мне показалось, что привычный аккомпанемент 4/4 больше подходит этому романсу, потому переделал.
Затем ёщё и не один раз возвращался к вступлению, пытаясь добиться более подходящего по звучанию результата.
Пока же прошу Waldemar-a и любого, кто пожелает, высказать своё мнение о нотном переложении данной музыкальной фразы, даже двух фраз.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 273 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 48
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет