С Днём Победы!

 
On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
постоянный участник


Пост N: 322
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.11.13 06:40. Заголовок: Гармонический ликбез-2


Обнаружилось, что начальная тема закрыта, приходится открыть её продолжение. В ней хотел бы остановиться на аккордах: терминах, их определениях и способах представления словами и символами. Вынужден обратиться к этому обсуждению по причине неоднозначного понимания ряда аккордов, представленных словами при обсуждении методики переложения романса Б.Прозоровского "Корабли".
Начну хотя бы с этого эпизода:
свит:
" ... на третьей доле 3-го такта Вы взяли бас ми. Наверное потому, что бас ми составит благозвучный аккорд с нотами голосов соль-диез и си-бекар - аккорд ми мажор. Не так ли?"
Waldemar:
"Совершенно верно! Точнее - не ми мажор, а ми-доминантсептаккорд. Это двойная доминанта в ре миноре. Если другими словами это малый мажорный септаккорд второй ступени. Если бы я аранжировал с нуля, я бы взял на второй ступени полууменьшенный септаккорд ми-соль-си-бемоль-ре. Он прозвучал бы мягче."
Во-первых, почему точнее?...Хотел написать, что баянисту проще заглянуть в схему левой клавиатуры баяна и посмотреть в ней состав готового мажорного аккорда (Б), в данном случае от баса ми. Заглянул, посмотрел и нашёл, что я был не прав, как тот самый Борис: в этом аккорде те же три ноты, только разместились они по-другому: соль диез (основная, она же прима)-си-ми.
Во-вторых, выражение "ми-доминантсептаккорд" непонятно ни с какой стороны, хотя бы потому, что септаккорд -это четырёхзвучие, а мы обсуждаем трезвучие.
В-третьих, выражение "другими словами это малый мажорный септаккорд второй ступени" проясняет ступень и, соответственно,ноту в основании аккорда ( в тональности ре минор это ми), а также состав аккорда. Но почему снова септаккорд (четырёхзвучие), когда обсуждается трезвучие?
В-четвёртых, малый мажорный септаккорд включает в себя три интервала между четырьмя нотами: б.3+м.3+м.3, т.е. в основании аккорда большая терция, а выше ещё две малые терции (см., например, стр. 141 пособия "Дадиомов А.Е. Начальная теория музыки"). Мы же имеем трезвучие ми-соль диез-си, в котором только два интервала: б.3+м.3.
Я попытался самостоятельно определить, как следовало бы написать название аккорда - трезвучия ми-соль диез-си. Обратился к другому источнику: Т.А.Вахромеева. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. Там в таблицах 14 и 15 на стр. 69-76 показаны на нотных линейках трезвучия в разных тональностях и их буквенно-цифровые обозначения. В таблице 13 на стр. 68 показаны ступени звукоряда (от l до Vll) и названия аккордов, соответствующие этим буквенно-цифровым обозначениям. Вот что у меня получилось. Упомянутый выше состав трезвучия имеют:
а)тоническое трезвучие на первой ступени тональности ми мажор. Автор обозначает его как Т с цифирьками справа - 3 снизу и 5 сверху (не знаю, как набрать их на ноуте);
б) доминантовое трезвучие на V ступени тональности ля минор. Автор обозначает его как D c цифрами 3 снизу и 5 - сверху.
После всех этих изысканий в голове компот и вертится фраза Абдулы из фильма "Белое солнце пустыни": "Как прикажешь понимать тебя, Саид?"

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 273 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 All [только новые]


постоянный участник


Пост N: 409
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.01.14 08:56. Заголовок: Не дождавшись замеча..


Не дождавшись замечаний по тактам вступления, выкладываю Корабли полностью:





Подведение своего итога - в зависимости от замечаний.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1645
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.01.14 22:48. Заголовок: свит пишет: Подведе..


свит пишет:

 цитата:
Подведение своего итога - в зависимости от замечаний.



Замечания:
В 4-м такте у Вас в басах странные две ноты ре и ни одного аккорда. Это нетрадиционно.
В 7-м такте чередование до-диез –до- до-диез сомнительно.
В начале 8-го такта сочетание ре-до-диез-си-бемоль звучит слишком авангардно!
В начале 11-го такта нужна ли шестнадцатая пауза?
В 14-м такте нота до-диез не вписывается в ре минор.
В начале 15-го такта не соль, а соль-диез быть должен.


Аранжировщик Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1646
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.01.14 23:08. Заголовок: Ляkсеич пишет: Сдел..


Ляkсеич пишет:

 цитата:
Сделано. Эта песня в форматах: sib , pdf .
Прошу, по мере возможности, исправить допущенные мной ошибки. Спасибо!



Первые 10 тактов я отредактировал. click here

Ошибки были незначительные. Впредь старайтесь не отступать от текста хорового оригинала. Он толково расписан и чем больше будут расхождения, тем это больше будет напоминать колхозную самодеятельность. В 8-м такте 2-ой голос (нижний) мне самому не нравится. Слишком большой скачок к 9-му такту.

Аранжировщик Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 168
Зарегистрирован: 19.06.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.01.14 15:58. Заголовок: Waldemar пишет: Пер..


Waldemar пишет:

 цитата:
Первые 10 тактов я отредактировал.


Большое спасибо, Waldemar !
Да , предложенная Вами методика составления таблиц аккордов позволяет определить круг аккордов, которые используются в определённых тональностях определённого репертуара. Большое подспорье для нас любителей. Спасибо! Если же таблицы дополнить названиями аккордами, до и после указанного в строке, то прикладное значение этих таблиц не возрастёт ли?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 254
Зарегистрирован: 05.07.12
Откуда: Украина, Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.01.14 18:51. Заголовок: Waldemar пишет: Эве..


Waldemar пишет:

 цитата:
Эвергрин - {англ. evergreen - вечнозеленый} - незабываемая старая мелодия,


Спасибо,теперь знаю что такое эвергрин и даже что такое кавер.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1647
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.01.14 21:08. Заголовок: Ляkсеич пишет: Если..


Ляkсеич пишет:

 цитата:
Если же таблицы дополнить названиями аккордами, до и после указанного в строке, то прикладное значение этих таблиц не возрастёт ли?



Разумеется, Вы можете дополнить по своему усмотрению. Но подобные таблицы не должны быть самоцелью, это всего лишь вспомогательный приём, подобие шпаргалки.

Аранжировщик Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 418
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.01.14 09:29. Заголовок: В первоначальном моё..


Waldemar пишет:

 цитата:
Замечания:
В 4-м такте у Вас в басах странные две ноты ре и ни одного аккорда. Это нетрадиционно.


В первоначальном моём варианте (пост №370 от 17.12.13, время 22:37) на месте первого ре были бас ре и аккорд Dm одновременно. Пояснения прилагались:
свит пишет:

 цитата:
Ранее в начале 4-го такта, как мне представляется, у всех нас выпал завершающий аккорд вступления фа-ля-ре в голосах. Длительность его 1/8. Аккорд в голосах восстановил. Соответственно в аккомпанементе в этом месте добавил бас ре с минорным аккордом от ре. Далее в голосах оставил понравившийся мне пассаж правой руки фортепьяно. После него в аккомпанементе напрашивается бас ре.


Далее (пост №1587) Waldemar пишет:

 цитата:
Я бы не сказал про этот завершающий аккорд, что он "выпал». Дело в том, что предыдущий ля-доминантсептаккорд полный. Он разрешается в тоническое трезвучие с пропущенным квинтовым тоном. Поэтому нота ля у Вас лишняя. Даже можно было в голосах оставить паузу. Доминантсептаккорд может разрешаться в одну ноту – тонику, если она в басу.


свит (пост №371) пытается возразить:

 цитата:
Пока у меня нет времени разобраться с теорией, вынужден обратиться к практике, т.е. к прослушиванию как прозвучат Ваши поправки на баяне. В данном эпизоде я убрал в "пропущенном" аккорде это самое ля и нашёл, что звучать он стал лучше. В привязанном к нему аккомпанементе 4-го такта убрал аккорд ре минор, хотя, на мой невзыскательный слух, это необязательно: данный аккорд тоже тонический. Не так ли? Почему эти изменения не сделаны самим автором фортепьянной аранжировки? Он считает иначе?

.
Ответ был длинным о тенденциях в музыке. Оставшись неудовлетворённым таким ответом, всё же удалил оспариваемый аккорд Dm из 4-го такта.
Поскольку вопрос о двух ре возникает снова, к тому же не у меня, возвращаюсь к своему первоначальному варианту, т.е. в аккомпанементе 4-го такта к первому ре прицепляю аккорд Dm той же длительности. Исправленные ноты выложу после разбора всех замечаний.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 419
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.01.14 16:56. Заголовок: Waldemar пишет: В 7..


Waldemar пишет:

 цитата:
В 7-м такте чередование до-диез –до- до-диез сомнительно.


Конечно, сомнительно: почему-то у меня нотатор временами подсовывает непрошенные бекары. Этот бекар уберу, спасибо, что заметили! Но там ещё есть отступления от начального варианта, их тоже исправлю.

 цитата:
В начале 8-го такта сочетание ре-до-диез-си-бемоль звучит слишком авангардно!


Ну и пусть не по канону! Послушал другие варианты баса в 1-й четверти аккомпанемента - показались не лучше, включая бас до-диез. Пока оставляю как есть.

 цитата:
В начале 11-го такта нужна ли шестнадцатая пауза?


Совсем необязательна. Поставил, чтобы нескучно было, а то всё один к одному по нотам голоса. Если не к месту - уберу.

 цитата:
В 14-м такте нота до-диез не вписывается в ре минор.


Waldemar, по 14-му такту выложенных нот Вы совершенно правы: исправлю в соответствии со своим рукописным вариантом, где картина другая.

 цитата:
В начале 15-го такта не соль, а соль-диез быть должен.


Принимаю, исправлю. Кроме того, до-диез 1-й октавы в составе аккорда собираюсь заменить на ре. Получившийся диссонирующий аккорд, мне кажется, звучит здесь более подходяще.
Исправленные ноты здесь:








Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1649
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.01.14 22:07. Заголовок: свит пишет: Получи..


свит пишет:

 цитата:
Получившийся диссонирующий аккорд, мне кажется, звучит здесь более подходяще. Исправленные ноты здесь:



Поскольку Вы называете "Корабли" романсом, там не должно быть явных диссонансов. Ведь романс - это 19-й век!
Из грубых ошибок:
1. В 12-м такте не си-бемоль минор, а си-бемоль мажор. 6-я ступень в миноре почти всегда мажорная.
2. В 13-м такте не си-бемоль минор, а соль минор, точнее Gm6.

Аранжировщик Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 421
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.01.14 10:34. Заголовок: Waldemar пишет: Из ..


Waldemar пишет:

 цитата:
Из грубых ошибок: 1. В 12-м такте не си-бемоль минор, а си-бемоль мажор. 6-я ступень в миноре почти всегда мажорная. 2. В 13-м такте не си-бемоль минор, а соль минор, точнее Gm6.


У меня дежавю с правкой нот: помню, что уже правил аккомпанемент этих тактов, исправления внесены в мой рукописный вариант, а что было дальше - не помню! Скорее всего забыл отредактировать рыбу...
По существу. Замечания верные, в 12-м такте пишу аккорды си-бемоль мажор. В 13-м такте придерживаюсь фортепьянного оригинала в басах и аккордах: сначала соль-Gm, затем си бемоль-Gm.

 цитата:
Поскольку Вы называете "Корабли" романсом, там не должно быть явных диссонансов. Ведь романс - это 19-й век!


В данном случае романс 20-го века, но с трепетным отношениям к более ранним традициям. Согласен по поводу нежелательности подчёркнутого диссонанса. Оставляю в 15-м такте аккорд с до-диез в голосах.
Ноты после очередной правки:





Сегодня без конца прерывается связь с Интернетом через линию ADSL. Нотатор Сибелиус продолжает шутки с бекарами и диезами - в одном месте бекар вбросил (опять пришлось исправлять ноты), а сейчас вижу снова второй диез перед до в 11-м такте (уже вышвыривал его, но он опять возник, может, не сработала команда "сохранить").



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1153
Зарегистрирован: 01.02.11
Откуда: Россия, Красноярск
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.01.14 11:57. Заголовок: свит пишет: Ноты по..


свит пишет:

 цитата:
Ноты после очередной правки:


Осталось только спеть!!!

Какая песня без баяна? Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 422
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.01.14 12:18. Заголовок: Vofa пишет: Остало..


Vofa пишет:

 цитата:
Осталось только спеть!!!


Давайте свою озвучку! Всё, что прослушал из Интернета - совсем не то, что хотелось бы услышать.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1154
Зарегистрирован: 01.02.11
Откуда: Россия, Красноярск
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.01.14 14:55. Заголовок: свит пишет: Давайте..


свит пишет:

 цитата:
Давайте свою озвучку!


Вот, здрасте вам!!!
А вы втроем ноты для кого сочиняли?
Сами до конца уж и доведите!!!!


Какая песня без баяна? Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 423
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.01.14 19:40. Заголовок: Vofa пишет: А вы вт..


Vofa пишет:

 цитата:
А вы втроем ноты для кого сочиняли?


Для души! Получится сочинение - под баян она сама запоёт. Если и Вы голосом подпоёте, получим интересный квартет: три души и один голос!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1650
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.01.14 21:40. Заголовок: свит пишет: Нотато..


свит пишет:

 цитата:
Нотатор Сибелиус продолжает шутки с бекарами и диезами - в одном месте бекар вбросил (опять пришлось исправлять ноты), а сейчас вижу снова второй диез перед до в 11-м такте (уже вышвыривал его, но он опять возник, может, не сработала команда "сохранить").



Странно, я уже 4 года работаю с Сибелиусом. Ничего подобного у меня никогда не было. Возможно настройки не корректны.

свит пишет:

 цитата:
В данном случае романс 20-го века, но с трепетным отношениям к более ранним традициям.



Местами ничего "трепетного" я не вижу. Возьмем тот же 12-й такт. Нота фа-диез в голосах звучит вместе с нотой фа в готовом аккорде басов. Эта малая секунда для меня трепетно не звучит. Я предлагаю другое. Вообще длинные ноты хороши в педализации. В теме - не очень. Я взял из ф-но оригинала арпеджио. Это выглядит так:

[img][/img]

Vofa пишет:

 цитата:
А вы втроем ноты для кого сочиняли? Сами до конца уж и доведите!!!!



Конца там и не видно! Разумеется, если свит'а такой результат устраивает, можно и остановится. Но я бы там еще позанимался. Да, такова работа аранжировщика - без конца и края. Некоторые вещи я делаю уже больше десяти лет. Бросаю, возвращаюсь, вижу не то - переделываю, опять не то, опять бросаю и т.д.

Аранжировщик Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1155
Зарегистрирован: 01.02.11
Откуда: Россия, Красноярск
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.01.14 06:07. Заголовок: свит пишет: Если и ..


свит пишет:

 цитата:
Если и Вы голосом подпоёте, получим интересный квартет: три души и один голос!


Не, у меня бензина в машине только до Смоленска хватает. До Гатчины никак не можно.

Waldemar пишет:

 цитата:
Некоторые вещи я делаю уже больше десяти лет. Бросаю, возвращаюсь, вижу не то - переделываю, опять не то, опять бросаю и т.д.


Я иной раз не помню, сколько я позавчера выпил , а Вы такими категориями оперируете - 10 лет!

Какая песня без баяна? Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 428
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.01.14 11:21. Заголовок: Waldemar пишет: я у..


Waldemar пишет:

 цитата:
я уже 4 года работаю с Сибелиусом. Ничего подобного у меня никогда не было. Возможно настройки не корректны.


Попытался разобраться. Ненужным бекарам и диезам в Сибелиусе подсобила команда "Сохранить", обычно задаваемая мною не значком слева вверху, а через строку в подменю "Файл". Результат такого сохранения не мог быть проконтролирован, потому что дальше следовала команда "Закрыть" (файл). Тогда я изменил тактику и стал проверять исполнение действий над бекарами и диезами после команды "Сохранить" кликом по значку.
Обнаружилось следующее. Несанкционированные диезы и бекары в конечных нотах появлялись, когда записывал ноты для двух голосов в разных слоях - синем и зелёном. При этом в каждом слое были свои собственные диезы и бемоли, которые не хотели сводиться в партию соло одного, чёрного цвета. При попытках убрать цвет автоматически что-то менялось с диезами и бемолями. Наверное, для написания партий разных инструментов, передаваемых нотами разного цвета, так и должно быть, но для соло, сводящего ноты разных цветовых слоёв в один чёрный цвет, такого быть не должно. Waldemar, не знаете ли Вы, что и где надо изменить в настройках нотатора?

 цитата:
Местами ничего "трепетного" я не вижу. Возьмем тот же 12-й такт. Нота фа-диез в голосах звучит вместе с нотой фа в готовом аккорде басов. Эта малая секунда для меня трепетно не звучит.


Говоря о трепетном отношениии к традициям романса, я имел в виду не себя, а Б.Прозоровского. Со мной легче: напомню, я не ставил задачей аккомпанирование певцу или певице. У меня другое - соло для души, которое не обязано повторять аккомпаниатора и может по-своему отражать тему. Примерно так, мне кажется, поступают многие более поздние интерпретаторы давно известных произведений.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 430
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.01.14 10:35. Заголовок: Waldemar пишет: Во..


Waldemar пишет:

 цитата:
Возьмем тот же 12-й такт. Нота фа-диез в голосах звучит вместе с нотой фа в готовом аккорде басов. Эта малая секунда для меня трепетно не звучит. Я предлагаю другое. Вообще длинные ноты хороши в педализации. В теме - не очень. Я взял из ф-но оригинала арпеджио. Это выглядит так: [img][/img]


С интересом воспринял предложение и прошёлся с баяном по арпеджио. Вы знаете, не прозвучало, как хотелось бы. Пытался и сам подобрать что-то похожее. Тоже не нашёл подходящего варианта. От арпеджио отказался, но в процессе прослушивания подобрал другой аккорд в голосах вместо спорного фа диез-си бемоль-фа и несколько изменил аккомпанемент. Теперь 12-й такт выглядит так:



Есть желание поработать и с 11-м тактом. Waldemar, перехожу в режим ожидания Вашего ответа.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1656
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.01.14 13:23. Заголовок: свит пишет: От арпе..


свит пишет:

 цитата:
От арпеджио отказался, но в процессе прослушивания подобрал другой аккорд в голосах вместо спорного фа диез-си бемоль-фа и несколько изменил аккомпанемент. Теперь 12-й такт выглядит так



Теперь в 12-м такте у Вас аккорд В6, только надо бы туда добавить ноту ре.
А в 11-м такте малую секунду до-диез - ре надо заменить на малую терцию до-диез - ми. Будет лучше звучать.

Аранжировщик Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1158
Зарегистрирован: 01.02.11
Откуда: Россия, Красноярск
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.01.14 15:47. Заголовок: свит пишет: ...Со м..


свит пишет:

 цитата:
...Со мной легче: напомню, я не ставил задачей аккомпанирование певцу или певице. У меня другое - соло для души, ...



Так мы что, петь не будем???

Какая песня без баяна? Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 273 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 48
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет