С Днём Победы!

 
On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
постоянный участник


Пост N: 322
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.11.13 06:40. Заголовок: Гармонический ликбез-2


Обнаружилось, что начальная тема закрыта, приходится открыть её продолжение. В ней хотел бы остановиться на аккордах: терминах, их определениях и способах представления словами и символами. Вынужден обратиться к этому обсуждению по причине неоднозначного понимания ряда аккордов, представленных словами при обсуждении методики переложения романса Б.Прозоровского "Корабли".
Начну хотя бы с этого эпизода:
свит:
" ... на третьей доле 3-го такта Вы взяли бас ми. Наверное потому, что бас ми составит благозвучный аккорд с нотами голосов соль-диез и си-бекар - аккорд ми мажор. Не так ли?"
Waldemar:
"Совершенно верно! Точнее - не ми мажор, а ми-доминантсептаккорд. Это двойная доминанта в ре миноре. Если другими словами это малый мажорный септаккорд второй ступени. Если бы я аранжировал с нуля, я бы взял на второй ступени полууменьшенный септаккорд ми-соль-си-бемоль-ре. Он прозвучал бы мягче."
Во-первых, почему точнее?...Хотел написать, что баянисту проще заглянуть в схему левой клавиатуры баяна и посмотреть в ней состав готового мажорного аккорда (Б), в данном случае от баса ми. Заглянул, посмотрел и нашёл, что я был не прав, как тот самый Борис: в этом аккорде те же три ноты, только разместились они по-другому: соль диез (основная, она же прима)-си-ми.
Во-вторых, выражение "ми-доминантсептаккорд" непонятно ни с какой стороны, хотя бы потому, что септаккорд -это четырёхзвучие, а мы обсуждаем трезвучие.
В-третьих, выражение "другими словами это малый мажорный септаккорд второй ступени" проясняет ступень и, соответственно,ноту в основании аккорда ( в тональности ре минор это ми), а также состав аккорда. Но почему снова септаккорд (четырёхзвучие), когда обсуждается трезвучие?
В-четвёртых, малый мажорный септаккорд включает в себя три интервала между четырьмя нотами: б.3+м.3+м.3, т.е. в основании аккорда большая терция, а выше ещё две малые терции (см., например, стр. 141 пособия "Дадиомов А.Е. Начальная теория музыки"). Мы же имеем трезвучие ми-соль диез-си, в котором только два интервала: б.3+м.3.
Я попытался самостоятельно определить, как следовало бы написать название аккорда - трезвучия ми-соль диез-си. Обратился к другому источнику: Т.А.Вахромеева. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. Там в таблицах 14 и 15 на стр. 69-76 показаны на нотных линейках трезвучия в разных тональностях и их буквенно-цифровые обозначения. В таблице 13 на стр. 68 показаны ступени звукоряда (от l до Vll) и названия аккордов, соответствующие этим буквенно-цифровым обозначениям. Вот что у меня получилось. Упомянутый выше состав трезвучия имеют:
а)тоническое трезвучие на первой ступени тональности ми мажор. Автор обозначает его как Т с цифирьками справа - 3 снизу и 5 сверху (не знаю, как набрать их на ноуте);
б) доминантовое трезвучие на V ступени тональности ля минор. Автор обозначает его как D c цифрами 3 снизу и 5 - сверху.
После всех этих изысканий в голове компот и вертится фраза Абдулы из фильма "Белое солнце пустыни": "Как прикажешь понимать тебя, Саид?"

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 273 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 All [только новые]


постоянный участник




Пост N: 1638
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.01.14 20:13. Заголовок: свит пишет: Тем сам..


свит пишет:

 цитата:
Тем самым сможем уменьшить нагрузку на Waldemar-a.



Я бы не сказал, что на меня такая уж большая нагрузка. Просто когда за короткое время пишется много постов, не знаешь, на который отвечать. Ну а в гармонических последовательностях действительно существует элемент этакого штампа, или как сказано выше, существует некий ожидаемый вариант гармонизации. Поэтому я бы предложил заниматься гармонией по следующей методе.
Берете любое ваше любимое и давно играемое произведение и нота за нотой, такт за тактом анализируете. Вот к этой мелодии такие-то басы, а там другие. Проанализировав, лучше записать а табличной форме. Далее надо взять другое по характеру произведение, но в тональности первого и сравнивать похожесть (различие) гармоний. Со временем у вас наработается определенный опыт, который бесспорно поможет вам аранжировать любое произведение для баяна.

Аранжировщик Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 166
Зарегистрирован: 19.06.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.01.14 12:18. Заголовок: юрийс пишет: я и ho..


юрийс пишет:

 цитата:
я и hovrin120 оба полагаем, что третий такт начинается с Доминанты. Вы предлагаете свой вариант-Тонику.


Так после спорного места следует субдоминанта, не так ли? А соединение D-S, если не ошибаюсь, входит в число нерекомендуемых (см. "бригадный" учебник по гармонии). Посему и выбрал тонику, а не доминанту.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 241
Зарегистрирован: 05.07.12
Откуда: Украина, Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.01.14 14:25. Заголовок: http://i7.pixs.ru/th..



В этой фразе, состоящей из четырех тактов, гармония состоит из Т-Т-Д-Т.
В третьем такте нота мелодии соль- аккордовая, то-есть принадлежит аккорду G. А вот следующие две ноты мелодии -фа и ми- неаккордовые, то-есть не принадлежат аккорду G.
А уже последняя нота мелодии третьего такта ре, опять аккордовая. В нашем случае две неаккордовые ноты называются проходящими.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 242
Зарегистрирован: 05.07.12
Откуда: Украина, Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.01.14 14:33. Заголовок: свит пишет: Соотве..


свит пишет:

 цитата:
Соответственно предшествующий такт должен содержать наиболее неустойчивый аккорд, требующий непременного разрешения в тонику. Таким аккордом оказывается аккорд доминантовый. Не так ли?


Доминантовый аккорд действительно неустойчивый и стремится разрешиться в устойчивый, это как раз тот случай.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 243
Зарегистрирован: 05.07.12
Откуда: Украина, Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.01.14 14:42. Заголовок: Waldemar пишет: Пр..


Waldemar пишет:

 цитата:
Проанализировав, лучше записать а табличной форме.


Waldemar, приведите, пожалуйста, образец такой формы. Ваше предложение очень интересное.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1639
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.01.14 20:31. Заголовок: юрийс пишет: Waldem..


юрийс пишет:

 цитата:
Waldemar, приведите, пожалуйста, образец такой формы. Ваше предложение очень интересное.



Пожалуйста! Например, известнейшая песня "Катюша" в тональности ля минор будет выглядеть так:



Аранжировщик Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 406
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.01.14 21:41. Заголовок: Waldemar пишет: Пож..


Waldemar пишет:

 цитата:
Пожалуйста! Например, известнейшая песня "Катюша" в тональности ля минор будет выглядеть так


Весьма интересно и смахивает на шифровку "Алекс - Юстасу"! Без шифровальщика не разобраться - Waldemar, объясните, пожалуйста принцип криптографии. Если это по книге (нотам), надо бы привести взятые строчки. К тому же тональность ля минор (7 бемолей) может и хороша для шифрования, но классический вариант "Катюши" попроще, кажется, фа минор (4 бемоля). Не зная строчек привязки, я бы предположил, что строки таблицы - это такты, буквами показаны басы по порядку их исполнения в такте (но их почему-то в 2 раза больше, чем нужно для размера 2/4), дальше вроде бы готовый аккорд для этого такта.
Да, приходится напомнить, что Вы не ответили на ранее заданные вопросы, в результате мы понеслись дальше. Предлагается упорядочить процедуру ответов и располагать их в порядке поступления вопросов.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1640
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.01.14 22:08. Заголовок: "Алекс - Юстасу"!


свит пишет:

 цитата:
Waldemar, объясните, пожалуйста принцип криптографии.



В левой колонке - ноты мелодии, в правой басы (гармония).
Маленькие буквы - ноты мелодии, b - это си.
Строки таблицы - это фразы.
На вопросы отвечу, только пожалуйста, кратко!

Аранжировщик Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1457
Зарегистрирован: 21.02.08
Откуда: РФ, Смоленская губерния
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.01.14 09:45. Заголовок: свит пишет: тональн..


свит пишет:

 цитата:
тональность ля минор (7 бемолей)

Ух ты, вот это новость!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1145
Зарегистрирован: 01.02.11
Откуда: Россия, Красноярск
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.01.14 10:25. Заголовок: MAN пишет: свит пиш..


MAN пишет:

 цитата:
свит пишет:

цитата:
тональность ля минор (7 бемолей)

Ух ты, вот это новость!



А у меня уже новогодние праздники закончились

Какая песня без баяна? Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 244
Зарегистрирован: 05.07.12
Откуда: Украина, Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.01.14 11:20. Заголовок: свит пишет: тональн..


свит пишет:

 цитата:
тональность ля минор (7 бемолей)


Тональность ля минор параллельна тональности до мажора. А параллельные тональности имеют одинаковые знаки при ключе. так , что никаких бемолей в тональности ля минор нет, как и в до мажоре.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 407
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.01.14 14:29. Заголовок: свит пишет: К тому..


свит пишет:

 цитата:
К тому же тональность ля минор (7 бемолей)


MAN пишет:

 цитата:
Ух ты, вот это новость!


Vofa пишет:

 цитата:
А у меня уже новогодние праздники закончились


юрийс пишет:

 цитата:
Тональность ля минор параллельна тональности до мажора... так что никаких бемолей в тональности ля минор нет, как и в до мажоре.


Да, подзалетел я...И не потому, что перебрал, а потому, что засыпал! Для ускорения отключения взял справочник Варфоломеевой, открыл таблицу с бемольными гаммами и... шедевр готов. При этом не заметил после ля маленький такой значок - бемоль называется. Рад поприветствовать возвращающихся с праздников - зорко следят и соврать не позволят!
Провалив явку...Не так - провалив опознание тональности, попытаюсь искупить вину. Таблица Waldemar-a интересна, но не очень удобна для пользования. Предлагаю информацию таблицы записать одной строкой: Am:/a-b/c-a/c-c-b-a/E7:/b-e/b-c/d-b/d-d-c-b/Am:/a/.Косой чертой здесь обозначены границы тактов.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 245
Зарегистрирован: 05.07.12
Откуда: Украина, Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.01.14 15:41. Заголовок: свит пишет: Предла..


свит пишет:

 цитата:
Предлагаю информацию таблицы записать одной строкой


Будем пробовать и так и эдак.
Я выбираю из" Трехгодичного курса обучения игре на баяне" часть 2 русскую песню "Как за реченькой слободушка стоит".
Кто подскажет, как построить таблицу, приведенную Waldemarом ранее. Я имею в виду саму рамку.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 408
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.01.14 18:03. Заголовок: юрийс пишет: Будем..


юрийс пишет:

 цитата:
Будем пробовать и так и эдак.


Добавлю следующее: чтобы строка стала более наглядной и напоминала привычный лидшит, обозначения готовых аккордов лучше помещать над строкой как в лидшите. В случае необходимости над строкой можно проставить и номера тактов. А если строку прерывать как нотоносцы в сборнике, получим ещё большее приближение к лидшиту. Применительно к разбираемому отрывку "Катюши" и моему нотному сборнику получаем следующую запись:

1Am--------------------------E7
/ a - b / c - a / c - c - b - a / b - e / b - c /

6-----------------------Am
/ d - b / d - d - c - b / a /

P.S. Окно набора текста почему-то сбрасывает цифры и обозначения аккордов плотно друг к другу в начало строки, не так как задаю. Вынужден разделить их,где надо, дефисами. Александрос, нельзя ли прояснить ситуацию, почему так происходит?
P.P.S. Вдруг замечаю, что в таком виде предлагаю систему записи нот без нотоносцев с пятью линейками. Для нот 1-й октавы запись годится один к одному, для других октав к буковкам надо приделывать обозначения этих октав или показать вертикальной стрелкой после буквы, куда переместилась нота из 1-й октавы - вверх или вниз . Паузу можно записывать буквой "p" (от греч. pausis - так в Музыкальном словаре А.Н.Должанского). Длительности нот можно указывать дробями, прописываемыми под буквами нот в ещё одной строке, располагаемой ниже строки с нотами.
Не изобретаю ли я велосипед, который кем-то уже придуман и применяется в нотной практике?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1641
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.01.14 20:34. Заголовок: юрийс пишет: Кто по..


юрийс пишет:

 цитата:
Кто подскажет, как построить таблицу, приведенную Waldemarом ранее. Я имею в виду саму рамку.



В Word'e делаете таблицу. Копируете её и переносите в Paint и сохраняете в формате PNG. Далее - через pixs.ru.

Аранжировщик Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 246
Зарегистрирован: 05.07.12
Откуда: Украина, Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.01.14 22:06. Заголовок: http://i.pixs.ru/thu..




Русская песня " Как за реченькой слободушка стоит " Басурманов книга 2.
Waldemar, что делать дальше?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1642
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.01.14 22:38. Заголовок: юрийс пишет: Waldem..


юрийс пишет:

 цитата:
Waldemar, что делать дальше?



Понятия не имею! Сначала мне надо скачать Басурманова, книга 2.
Потом найти песню " Как за реченькой слободушка стоит " и проанализировать её.
Возможно, это Ваша любимая песня, но это не мой репертуар. Извините.

Аранжировщик Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 251
Зарегистрирован: 05.07.12
Откуда: Украина, Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.01.14 15:36. Заголовок: Waldemar пишет: Воз..


Waldemar пишет:

 цитата:
Возможно, это Ваша любимая песня, но это не мой репертуар.



И все же спасибо Вам за идею взять две разные по жанру пьесы в одной тональности и сделать их гармонический анализ и представить его в табличной форме.
У меня вопрос, что такое эвергрин? Я впервые услышал об этом от Вас.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 167
Зарегистрирован: 19.06.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.01.14 21:00. Заголовок: Waldemar пишет: Поэ..


Waldemar пишет:

 цитата:
Поэтому давайте плотно займемся песней "Не для меня".


Сделано. Эта песня в форматах: sib , pdf .
Прошу, по мере возможности, исправить допущенные мной ошибки. Спасибо!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1643
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.01.14 22:38. Заголовок: юрийс пишет: разны..


юрийс пишет:

 цитата:
разные по жанру пьесы в одной тональности



Разные по жанру пьесы в одной тональности – это лишь маленькая фишка в понимании Большой Музыки. Гораздо больший интерес представляют пьесы (песни) с одинаковой гармонией. Так например, гармония «Орнитологии» Ч. Паркера заимствована из пьесы У. Льюиса «Как высоко луна». Первая часть «Пердидо» Тизола основана на гармонии первой части пьесы «Чай вдвоем» В. Юменса, а её вторая часть является копией пьесы Дж. Гершвина «Я ощущаю ритм». Но это джаз, для этого форума это почти другая планета. А вот «золотая секвенция» гораздо ближе советской попсе. Кому интересно, могут почитать здесь – click here

юрийс пишет:

 цитата:
У меня вопрос, что такое эвергрин?



Эвергрин - {англ. evergreen - вечнозеленый} - незабываемая старая мелодия, обычно шлягер прошлых лет. Отличительная особенность эвергрина – множество каверов (перепевок). Кавер-версия (cover version, от англ. cover — покрывать) — авторская музыкальная композиция (часто известная) в исполнении другого музыканта или коллектива. Исполнение кавер-версии может содержать элементы оригинальной музыкальной композиции, на которую накладываются элементы новой музыкальной аранжировки. Нередко кавер-версия может дать новую жизнь той или иной композиции, самой по себе уже устарелой или непопулярной. Самый известный на земле эвергрин - „Summertime“ Дж. Гершвина – 25 000 каверов. Битловская «Yesterday“ - ок. 3 000 каверов. Латинский эвергрин „Besame mucho“ – cвыше 700.

Аранжировщик Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 273 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 62
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет