С Днём Победы!

 
On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
постоянный участник


Пост N: 322
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.11.13 06:40. Заголовок: Гармонический ликбез-2


Обнаружилось, что начальная тема закрыта, приходится открыть её продолжение. В ней хотел бы остановиться на аккордах: терминах, их определениях и способах представления словами и символами. Вынужден обратиться к этому обсуждению по причине неоднозначного понимания ряда аккордов, представленных словами при обсуждении методики переложения романса Б.Прозоровского "Корабли".
Начну хотя бы с этого эпизода:
свит:
" ... на третьей доле 3-го такта Вы взяли бас ми. Наверное потому, что бас ми составит благозвучный аккорд с нотами голосов соль-диез и си-бекар - аккорд ми мажор. Не так ли?"
Waldemar:
"Совершенно верно! Точнее - не ми мажор, а ми-доминантсептаккорд. Это двойная доминанта в ре миноре. Если другими словами это малый мажорный септаккорд второй ступени. Если бы я аранжировал с нуля, я бы взял на второй ступени полууменьшенный септаккорд ми-соль-си-бемоль-ре. Он прозвучал бы мягче."
Во-первых, почему точнее?...Хотел написать, что баянисту проще заглянуть в схему левой клавиатуры баяна и посмотреть в ней состав готового мажорного аккорда (Б), в данном случае от баса ми. Заглянул, посмотрел и нашёл, что я был не прав, как тот самый Борис: в этом аккорде те же три ноты, только разместились они по-другому: соль диез (основная, она же прима)-си-ми.
Во-вторых, выражение "ми-доминантсептаккорд" непонятно ни с какой стороны, хотя бы потому, что септаккорд -это четырёхзвучие, а мы обсуждаем трезвучие.
В-третьих, выражение "другими словами это малый мажорный септаккорд второй ступени" проясняет ступень и, соответственно,ноту в основании аккорда ( в тональности ре минор это ми), а также состав аккорда. Но почему снова септаккорд (четырёхзвучие), когда обсуждается трезвучие?
В-четвёртых, малый мажорный септаккорд включает в себя три интервала между четырьмя нотами: б.3+м.3+м.3, т.е. в основании аккорда большая терция, а выше ещё две малые терции (см., например, стр. 141 пособия "Дадиомов А.Е. Начальная теория музыки"). Мы же имеем трезвучие ми-соль диез-си, в котором только два интервала: б.3+м.3.
Я попытался самостоятельно определить, как следовало бы написать название аккорда - трезвучия ми-соль диез-си. Обратился к другому источнику: Т.А.Вахромеева. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. Там в таблицах 14 и 15 на стр. 69-76 показаны на нотных линейках трезвучия в разных тональностях и их буквенно-цифровые обозначения. В таблице 13 на стр. 68 показаны ступени звукоряда (от l до Vll) и названия аккордов, соответствующие этим буквенно-цифровым обозначениям. Вот что у меня получилось. Упомянутый выше состав трезвучия имеют:
а)тоническое трезвучие на первой ступени тональности ми мажор. Автор обозначает его как Т с цифирьками справа - 3 снизу и 5 сверху (не знаю, как набрать их на ноуте);
б) доминантовое трезвучие на V ступени тональности ля минор. Автор обозначает его как D c цифрами 3 снизу и 5 - сверху.
После всех этих изысканий в голове компот и вертится фраза Абдулы из фильма "Белое солнце пустыни": "Как прикажешь понимать тебя, Саид?"

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 273 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 All [только новые]





Пост N: 94
Зарегистрирован: 19.06.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.13 10:55. Заголовок: и аккорд ... будет ..



 цитата:
и аккорд ... будет полным


Так при построении трехголосия желательно стремиться к построению полных аккордов? И если да,то как осуществить правильный выбор этих аккордов? Спасибо!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1576
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.13 14:21. Заголовок: Ляkсеич пишет: Так ..


Ляkсеич пишет:

 цитата:
Так при построении трехголосия желательно стремиться к построению полных аккордов? И если да,то как осуществить правильный выбор этих аккордов?



Основным критерием правильного выбора аккордов являются правила голосоведения и удобная исполнительская аппликатура. Можно расписать и шестиголосые аккорды, но у музыканта на одной руке всего пять пальцев!

Аранжировщик Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 367
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.13 16:10. Заголовок: Ляkсеич пишет: Пер..


Ляkсеич пишет:

 цитата:
Переключение с бесконечного нотоносца на постраничный есть в "Сибелиусе". Завтра постараюсь опубликовать картинку с этим местом в теме на форуме посвященной работе в "Сибелиусе".


Спасибо, воспользуюсь.

 цитата:
Для хранения своих файлов использую сервис, предоставленный компанией Яндекс.


Такое впечатление, что Яндекс специализируется на предоставлении услуг с медвежьим уклоном. Как раз его активисты досаждали мне на двух браузерах - впаривали браузер от Яндекса и мешали работать в нужном браузере. И здесь, с пересылкой незакрытых файлов .sib, непорядок.
Только сейчас смог закончить утренний пост (время 9:53). Ляkсеич и Waldemar, посмотрите, пожалуйста, его до конца.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 97
Зарегистрирован: 19.06.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.13 17:26. Заголовок: свит пишет: И здесь..


свит пишет:

 цитата:
И здесь, с пересылкой незакрытых файлов .sib, непорядок.
Только сейчас смог закончить утренний пост (время 9:53). Ляkсеич и Waldemar, посмотрите, пожалуйста, его до конца.


Еще раз проверил скачивание файла в формате sib , как это описывал в своем "посте" N: 86. Всё получилось и на этот раз. Можно создать папку на своем компьютерном диске С, например, с названием SIBFILES и сохранять туда все скачиваемые файлы в формате sib. И зайдя в эту папку, встать на любой файл и дважды щелкнуть на нём левой клавишей мышки. И выбранный файл загрузится в "Sibelius".Waldemar пишет:

 цитата:
Основным критерием правильного выбора аккордов являются правила голосоведения и удобная исполнительская аппликатура.


Waldemar, начальных сведений по голосоведению, которые изложены здесь будет ли нам достаточно? Чего не достаёт, но крайне необходимо для построения трехголосия в "Кораблях"? И ждем домашнего задания по "Кораблям".


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1578
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.13 17:34. Заголовок: свит пишет: По 26-м..


свит пишет:

 цитата:
По 26-му такту. Есть маленько по части однообразия. Может, второй бас ля поменять на ми (как сказал Waldemar, это вторая доминанта по отношению к тоническому басу ре), ведь в следующем такте объявится и аккорд от ми? Мой немузыкальный слух бас ми не отвращает, но брать его труднее, во вспомогательном ряду.
Что скажет Waldemar?



В 26-м такте и в басу ля и в теме ля - так аранжировал неизвестный пианист. Но функция там явно тоника - ре минор. Я бы взял на первую долю бас ре, на третью ля. А ми можно бы взять на первую долю следующего такта.


Аранжировщик Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 100
Зарегистрирован: 19.06.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.13 11:35. Заголовок: Вопросы не по "К..


Вопросы не по "Кораблям":
1. Как обозначается латиницей уменьшенный септаккорд от ноты, скажем, "до"?
2. Как правильно называются аккорды Em6 , Fm6 , Gm6 , Bm6 и как их сыграть на баяне?
3. Как правильно называются аккорды Cm7 , Dm7, F#m7 , Gm7 и как их сыграть на баяне?
Спасибо!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1441
Зарегистрирован: 21.02.08
Откуда: РФ, Смоленская губерния
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.13 12:18. Заголовок: Ляkсеич пишет: 1. Ка..


Ляkсеич пишет:
 цитата:
1. Как обозначается латиницей уменьшенный септаккорд от ноты, скажем, "до"?

Cdim
 цитата:
2. Как правильно называются аккорды Em6, Fm6, Gm6, Bm6?

Минорные трезвучия с секстой.
 цитата:
3. Как правильно называются аккорды Cm7, Dm7, F#m7, Gm7?

Малые минорные септаккорды.

По поводу того как сыграть на баяне: так же, как и на любом другом инструменте, т.е. взять минорное трезвучие и добавить в случае №2 сексту к основному тону, а в случае №3 малую септиму. В случае №1 между крайними звуками аккорда тоже малая септима, но вот трезвучие там не минорное, а уменьшенное. Другими словами уменьшенный септаккорд в своём основном виде весь состоит из малых терций.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1580
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.13 14:17. Заголовок: Ляkсеич пишет: Wald..


Ляkсеич пишет:

 цитата:
Waldemar, начальных сведений по голосоведению, которые изложены здесь будет ли нам достаточно? Чего не достаёт, но крайне необходимо для построения трехголосия в "Кораблях"? И ждем домашнего задания по "Кораблям".



Там изложены основы голосоведения для хора. На баяне не всегда возможно воспроизвести хоровое четырехголосие. Для построения трехголосия в "Кораблях" недостает Вашей смелости. Пытайтесь, дерзайте и со временем придет опыт. Дорогу осилит идущий.

Аранжировщик Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 102
Зарегистрирован: 19.06.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.13 15:11. Заголовок: Waldemar пишет: Для..


Waldemar пишет:

 цитата:
Для построения трехголосия в "Кораблях" недостает Вашей смелости. Пытайтесь, дерзайте и со временем придет опыт.


То есть предлагаете, скажем, следующие три такта (7,8,9) "отрёхголосить" :) методом проб и ошибок? Так будет, несомненно, что-то неудобоваримое... Пробовать, Waldemar, или я Вас неверно понял ?
Основные правила голосоведения в четырехголосии и трехголосии, как понял из Ваших слов, существенно различаются, и где же взять тогда изложение этих правил для трехголосия на доступном для меня уровне?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1582
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.13 20:23. Заголовок: Ляkсеич пишет: Осно..


Ляkсеич пишет:

 цитата:
Основные правила голосоведения в четырехголосии и трехголосии, как понял из Ваших слов, существенно различаются, и где же взять тогда изложение этих правил для трехголосия на доступном для меня уровне?



Строгих правил для всей Музыки нет и быть не может! То, чего нельзя в классике - можно в джазе. В джазе в одном аккорде может быть семь нот, в роке - только две. В классике невозможно параллельное перенесение всего аккорда, в кибордах-самограйках это сплошь и рядом. Так что Вы не спрашивайте просто так, а делайте. Когда что-то сделаете - можете спросить правильно или нет сделано.

Аранжировщик Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 104
Зарегистрирован: 19.06.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.13 20:45. Заголовок: Waldemar пишет: Так..


Waldemar пишет:

 цитата:
Так что Вы не спрашивайте просто так, а делайте. Когда что-то сделаете - можете спросить правильно или нет сделано.


Хорошо.
свит и юрийс, вы-то как настроены "отрёхголосить" 7-9 такты?

"Корабли" написаны, если не ошибаюсь, в ре-миноре мелодическом.

Почему же в партитуре есть и соль -диез , и фа-диез? Ведь их среди нот мелодического ре-минора нет. Прошу разъяснить.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1584
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.13 20:55. Заголовок: Ляkсеич пишет: Поче..


Ляkсеич пишет:

 цитата:
Почему же в партитуре есть и соль -диез , и фа-диез? Ведь их среди нот мелодического ре-минора нет. Прошу разъяснить.



Дело в следующем. Фа-диез появляется только в ре-доминантсептаккорде. Далее следует всегда соль минор. Это отклонение в тональность субдоминанты. Соль-диез появляется только в ми-доминантсептаккорде. Далее следует всегда ля-доминантсептаккорд. Это двойная доминанта. Надо сказать, что в "Кораблях" простая, почти примитивная гармония. Если взять какую-нибудь джазовую пьесу - вот там пришлось бы попотеть!


Аранжировщик Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 105
Зарегистрирован: 19.06.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.13 21:08. Заголовок: Попробую сделать обо..


Попробую сделать обобщающий вывод из Ваших слов, Waldemar: если и появляются ноты не из числа тех, которые входят в гамму, написанную в тональности произведения, то обязательно за ними должны следовать ноты, которые эту тональность "восстанавливают".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1585
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.13 21:28. Заголовок: Ляkсеич пишет: если..


Ляkсеич пишет:

 цитата:
если и появляются ноты не из числа тех, которые входят в гамму, написанную в тональности произведения, то обязательно за ними должны следовать ноты, которые эту тональность "восстанавливают".



Вряд ли такой вывод можно считать за правило. Это было всего лишь отклонение. А есть ещё и модуляция. Это сложнее.

Аранжировщик Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 368
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.13 22:17. Заголовок: Waldemar пишет: Во..


Waldemar пишет:

 цитата:
Вот первые три такта, где я уже расписывал двуголосие. Теперь добавил ещё третий голос. Жду оценок - стало хуже или лучше?


Ляkсеич пишет:

 цитата:
На мой слух, звучание стало более насыщенным и объемным, но вот окончание пятого такта (там где получились интервалы тритон и большая секунда) не очень понравилось.


По своим обстоятельствам я не поспеваю за темой, прошу извинить в случае задержек с ответами.
Пока что изучил предложения Waldemar-а по первым трём тактам мелодии (пост 1569 от 11.12.13, время 21:36). Прошёлся с баяном. Лучше не стало: с места в карьер, в романсе мощное трёхголосое звучание, которое Ляkсеич охарактеризовал к тому же как насыщенное и объёмное. Так ли должна начинаться тема размышления о несостоявшемся? Не соглашаясь с таким началом, стал подбирать сам, но не закончил - пришлось ехать в Ленинград. По дороге читал "Гармонию в аранжировке" Дмитрия Низяева,на которую сослался Ляkсеич. Изложение не понравилось: плохо понимается, что хотел сказать автор, путаница с подписями к графическим материалам.
Ляkсеич пишет:

 цитата:
свит и юрийс, вы-то как настроены "отрёхголосить" 7-9 такты?


Пока что подбираемый мною вариант одно- и двухголосый. После увиденного трёхголосого заниматься продолжением в том же духе не хочется - не лежит душа. Закончу свои три такта - выложу на обсуждение.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 107
Зарегистрирован: 19.06.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.13 16:35. Заголовок: Waldemar, всё что см..


Waldemar, всё что смог сделать с 7-9 тактами "Кораблей". Трехголосие не выходит,а девятый такт в основном так и остался одноголосным, несмотря на все мои попытки.

Мне не понятна методика создания многоголосной мелодии из одноголосной. Тыкаюсь в потемках и найти выход самостоятельно мне не удается. Прошу Вашей помощи, как высшего музыкального существа, ибо сколько обезьяна не ковыряет палкой, чтобы добыть себе съестное, человеком от этого занятия она не становится. :)


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 108
Зарегистрирован: 19.06.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.13 21:19. Заголовок: MAN пишет: Cdim h..


MAN пишет:

 цитата:
Cdim



В файле же с готовыми аккордами баяна (был подготовлен форумчанами) http://rghost.ru/51034210 указаны ноты в этом аккорде: g, b, e. Почему так?
MAN пишет:

 цитата:
т.е. взять минорное трезвучие и добавить в случае №2 сексту к основному тону, а в случае №3 малую септиму.


Сексту большую, или же малую?
Спасибо за помощь!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 370
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.13 21:37. Заголовок: Выкладываю свой вари..


Выкладываю свой вариант тактов 4-6 в .tiff c разрешением 300 dpi.



Пояснения такие. Ранее в начале 4-го такта, как мне представляется, у всех нас выпал завершающий аккорд вступления фа-ля-ре в голосах. Длительность его 1/8. Аккорд в голосах восстановил. Соответственно в аккомпанементе в этом месте добавил бас ре с минорным аккордом от ре. Далее в голосах оставил понравившийся мне пассаж правой руки фортепьяно. После него в аккомпанементе напрашивается бас ре. Далее пошёл собственно голос - последние три ноты 4-го такта привязаны к тексту романса. В этом месте аккомпанемента оставил паузу как в оригинале.
Ноты второго голоса в 5-м и 6-м тактах подбирал на баяне так, чтобы получить оттенок звучания первого голоса со вторым, соответствующий теме романса и стихотворному моменту - наверное, это очень индивидуальное преставление о соответствии.
Ноту до второго голоса в конце 6-го такта (длительность её 1/4) подбирал без оглядки на следующий такт, не исключаю последующей её корректировки.
Прошу высказаться и Waldemar-a, и всех, кому интересна тема ликбеза.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1586
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.13 22:22. Заголовок: Ляkсеич пишет: Мне ..


Ляkсеич пишет:

 цитата:
Мне не понятна методика создания многоголосной мелодии из одноголосной. Тыкаюсь в потемках и найти выход самостоятельно мне не удается. Прошу Вашей помощи, как высшего музыкального существа, ибо сколько обезьяна не ковыряет палкой, чтобы добыть себе съестное, человеком от этого занятия она не становится. :)



Что ещё за «высшее музыкальное существо»? Это лишнее!
Ваши ошибки:
1. В начале 7-го такта идет сначала кварта ми-ля, затем квинта ля-ми. Играть не удобно, да и звучит плохо.
2. Во второй половине такта вместо до-диез а Вас до;
3. В начале 8-го такта у Вас Фа-диез, хотя по гармонии там ре минор. Фа должен быть без диеза.
4. В 8-м такте второй аккорд у Вас до-ми-ля, это ля минор, хотя по гармонии там ре минор.
5. В 9-м такте по гармонии ре-доминантсептаккорд. Это четыре звука –каких? Вот и добавляйте!
Вот мой вариант тактов 7 – 9:

[img][/img]

Аранжировщик Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1443
Зарегистрирован: 21.02.08
Откуда: РФ, Смоленская губерния
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.12.13 08:41. Заголовок: Ляkсеич пишет: MAN ..


Ляkсеич пишет:

 цитата:
MAN пишет: Cdim
В файле же с готовыми аккордами баяна (был подготовлен форумчанами) http://rghost.ru/51034210 указаны ноты в этом аккорде: g, b, e. Почему так?

Потому что:
1. В файле с готовыми аккордами приведены не уменьшенные септаккорды, а уменьшенные трезвучия.
2. В готовом аккорде Ум басу соответствует не первый, а второй звук аккорда (терция).
3. Баяны бывают разные по расположению аккордов в 6 ряду левой клавиатуры, составляя же эту "шпаргалку", исходили из того, что 6-й ряд смещённый (так устроены московские, кировские баяны) и напротив баса "до" в 6-м ряду находится уменьшенное трезвучие с терцией "соль" (расположенной на одну кнопку выше "до" в ряду басов).
4. Трезвучие представлено в обращённом виде, поскольку на баяне оно именно так и звучит ввиду ограниченного диапазона голосов, из которых там набираются готовые аккорды.
Примечание. На Вашем месте я не слишком полагался бы на эту "шпаргалку", поскольку она не полна, содержит ошибки и не может учитывать написание аккордов в конкретных тональностях, ибо к ним никак не привязана.

Ляkсеич пишет:
 цитата:
Сексту большую, или же малую?
Спасибо за помощь!

Большую, потому что добавив малую сексту, мы получим по составу не минорный аккорд с секстой, а септаккорд от этой добавочной ноты. В обращённом виде, конечно, но суть дела от этого не меняется. Таким образом, беря минорное трезвучие с секстой, мы в сущности меняем лад.

Для получения мажорных аккордов с секстой, секста берётся также большая, но здесь это уже совершенно естественно, поскольку в мажорном ладу, в отличие от минорного, VI ступень и образует с I именно интервал "большая секста".

Пожалуйста!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 273 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 56
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет