On-line: гостей 2. Всего: 2 [подробнее..]
АвторСообщение
постоянный участник


Пост N: 1197
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.02.16 08:23. Заголовок: О музыке в общем и теории музыки в частности




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 96 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]


постоянный участник


Пост N: 1198
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.02.16 08:28. Заголовок: свит пишет: Вальдем..


свит пишет:

 цитата:
Вальдемар, аналогичный вопрос: какие сухие теоретики Вам известны, которые на практике решились подменить музыкальную гармонию математикой и что из этого вышло? Насколько практикующие музыканты разбираются в математике, хотя бы в понимании того, в каких областях человеческой деятельности, включая музыкальные приложения, применение математики результативно и оправдано? Какие были попытки вторжения математиков или математических методов в область музыки и чем они закончились применительно к задаче гармонизации мелодий?


Waldemar пишет:

 цитата:
На самом деле чудаков, пытающихся выразить Музыку цифирью, не так уж мало. Вот мои интернет знакомые: Математик и commator. Они крайне увлечены различными темами, например: аутентичная пифагорейская настройка, четырнадцать бемолей Уибберли, сонантометрия или алгебра гармонии, баян и система 31 тоновой равномерной темперации, список интервалов Фонда Гюйгенса-Фоккера, квартант двасубтонанта и т.д. Почитить их диалоги можно здесь:
click here


Waldemar, это уже по существу.
Диалоги почитал. Тема, к которой они прицеплены, оказалась на музыкальном форуме "ForumKlassika.Ru" и называется "Имеет ли Дерево какое-либо отношение к теории музыки. А если имеет, то какое?". От неё действительно повеяло прежде всего математикой, а математики - народ особый, озабоченный в первую очередь продвижением своих математических новаций. Приходилось общаться с ними по работе, изучать их печатные труды и пытаться извлечь из них что-то полезное для практики. Длиннейших математических выкладок было много, а толку мало. Это применительно к той области в которой я работал - в практике обеспечения надёжности электронной аппаратуры и её элементной базы. Сказанное относится к математическим новациям и трудам математиков, пристроившихся в теории надёжности. При всём при том в данной области имелся устоявшийся и минимально необходимый математический аппарат, доступный пониманию технических специалистов.
Поскольку тема о математическом дереве взята из раздела форума "Теория музыки", посмотрел, что за темы там имеются. Обратил внимание на одну из них - "Что такое Теория Музыки, и кто такие её творцы." Её начало уже заинтересовало:
Сообщение от Vosok -
"Теоретическое музыковедение настолько отделилось от практически необходимого музыкознания, что превратилось в совершенно отдельную область с совершенно иным назначением".
lerit подхватывает -
"Я давно об этом криком кричу... Но, с другой стороны, трудно ожидать от теоретика помощи, поскольку он практикой не озабочен."
И, наконец, черту подводит NbP -
"Музыкальный теоретик , который не пишет музыку , и/или не преподает ее ,и/или не дирижирует- не стоит выеденного яйца. Мне лично пример- Хиндемит( как альтиста к альтисту)."
Не потому ли и мы, здесь на форуме, так озабочены своим гармоническим ликбезом по причине отсутствия пособий, рассчитанных на практиков, а не теоретиков от музыки?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 119
Info: Официального музыкального образования не имею.
Зарегистрирован: 02.12.14
Откуда: Россия, Ульяновск
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.02.16 18:33. Заголовок: свит пишет: "Му..


свит пишет:

 цитата:
"Музыкальный теоретик , который не пишет музыку , и/или не преподает ее ,и/или не дирижирует- не стоит выеденного яйца. Мне лично пример- Хиндемит( как альтиста к альтисту)."
Не потому ли и мы, здесь на форуме, так озабочены своим гармоническим ликбезом по причине отсутствия пособий, рассчитанных на практиков, а не теоретиков от музыки?


Музыкальный теоретик , который не пишет музыку , и/или не дирижирует и/или не играет ни на каких музыкальных инструментах и при этом пытается преподавать её и/или занимает руководящую должность в культуре - не стоит выеденного яйца.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 528
Зарегистрирован: 15.09.09
Откуда: Россия, Тюмень
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.03.16 16:41. Заголовок: Мне понравилось:


свит пишет:

 цитата:
Неожиданно осмысленные афоризмы девочки, страдающей аутизмом:



Мне понравилось: МУЗЫКА – гармоничное сочетание звуков и эмоций.

(Этот и последующие три постинга перенесены из другой темы - прим. Модер.)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 1222
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.03.16 20:10. Заголовок: tobol пишет: Мне п..


tobol пишет:

 цитата:

Мне понравилось: МУЗЫКА – гармоничное сочетание звуков и эмоций.


Тоже обратил внимание - предельно коротко и ёмко!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 529
Зарегистрирован: 15.09.09
Откуда: Россия, Тюмень
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.03.16 08:10. Заголовок: tobol пишет: МУЗЫКА..


tobol пишет:

 цитата:
МУЗЫКА – гармоничное сочетание звуков и эмоций.




А как же мысль? Или смысл? Что, в музыке им нет места?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 1224
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.03.16 15:30. Заголовок: tobol пишет: А как..


tobol пишет:

 цитата:

А как же мысль? Или смысл? Что, в музыке им нет места?


Если и есть место мыслям, то опосредствованно - через чувства и эмоции, передаваемые музыкой и вызываемые ею. Музыка - это язык чувств. Язык сопереживания, сопричастности или отторжения, не требующий словесной интерпретации. Если хотят конкретизации, обоснования этих чувств - к музыке присоединяют текст. Здесь уже есть простор для мыслей. Мышление и мысли без понимания происходящего едва ли достойны внимания. Когда есть понимание и мысли по этому поводу, трансформирующиеся в переживания и чувства, можно попытаться передать их в замысле нового музыкального произведения. Передать средствами музыки.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 530
Зарегистрирован: 15.09.09
Откуда: Россия, Тюмень
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.03.16 19:33. Заголовок: свит пишет: Если и ..


свит пишет:

 цитата:
Если и есть место мыслям, то опосредствованно - через чувства и эмоции, передаваемые музыкой и вызываемые ею.



А ведь может быть всё совсем наоборот. У композитора возникает идея, замысел и посредством музыки, воздействуя на наши чувства, он старается передать свою мысль.
Например, недавно я читал историю написания Чайковским симфонии №6. По сути у него был в голове сюжет, который он излагал партитурой. Думаю, все крупные музыкальные произведения так и создаются (музыка к опере, балету), т.е. от мысли к звуку. Конечно, есть множество и обратных примеров, когда прекрасная мелодия рождается в голове как-бы из ничего, без всякого сюжета или какой-либо идеи.
А песня или частушки? Как быть с ними? Попадаем на вечный вопрос? Что важнее - музыка или стихи? Например, в бардовских песнях или в песнях, например, ABBA?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 1231
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.16 17:38. Заголовок: tobol, у меня предло..


tobol, у меня предложение перенести обсуждение в эту, более подходящую тему.
tobol пишет:

 цитата:
свит пишет:
 цитата:
Если и есть место мыслям, то опосредствованно - через чувства и эмоции, передаваемые музыкой и вызываемые ею.
А ведь может быть всё совсем наоборот. У композитора возникает идея, замысел и посредством музыки, воздействуя на наши чувства, он старается передать свою мысль.
Например, недавно я читал историю написания Чайковским симфонии №6. По сути у него был в голове сюжет, который он излагал партитурой. Думаю, все крупные музыкальные произведения так и создаются (музыка к опере, балету), т.е. от мысли к звуку...

.
Здесь не наоборот, здесь мы совпали. Не зря многие произведения крупной формы и инструментальные произведения не называют даже тему произведения. В их названии мы встречаем наименование формы и номер. Конечно, возможен и другой подход.
tobol пишет:

 цитата:
А песня или частушки? Как быть с ними? Попадаем на вечный вопрос? Что важнее - музыка или стихи? Например, в бардовских песнях или в песнях, например, ABBA?


Наверное, важно и то, и другое. Потому и вариантов, с какой стороны начинать, как минимум два. Можно подобрать музыку к стихам, можно написать стихи под впечатлением музыки. Наконец, можно совместить в творчества оба варианта, что присуще, пожалуй, в первую очередь бардам.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 531
Зарегистрирован: 15.09.09
Откуда: Россия, Тюмень
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.16 19:06. Заголовок: свит пишет: Наверно..


свит пишет:

 цитата:
Наверное, важно и то, и другое.



Для начала хочу пообщаться на конкретном материале.
Например, взять какую-нибудь известную цыганскую песню. Текст в переводе вообще никакой, две мысли, в лучшем случае, на пять куплетов. А слушать песню, естественно без перевода, в оригинале, хочется снова и снова, зажигает. Вот и получается, что текст в этом примере просто-напросто никакой роли не играет. Главное - музыка!
Обратный пример. Русская частушка. Мелодия - проще некуда, зато текст - зажигает, иногда до соревнований между исполнителями доходит! Главное - слова!
Ну, и какой будет Ваш ответ на вопрос, с учетом приведенных примеров, что важнее?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 120
Info: Официального музыкального образования не имею.
Зарегистрирован: 02.12.14
Откуда: Россия, Ульяновск
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.16 19:22. Заголовок: Привет! Давненько не..


Привет! Давненько не заходил, ещё пример хочу привести, звучит иностранная песня, к примеру тот-же ABBA, слов естественно я не понимаю, но нравится, а если бы звучала только мелодия этой песни без слов хоть и иностранных которые я не понимаю, то уже что-то не то, и как это объяснить.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 532
Зарегистрирован: 15.09.09
Откуда: Россия, Тюмень
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.16 21:29. Заголовок: tobol пишет: а если..


tobol пишет:

 цитата:
а если бы звучала только мелодия этой песни без слов хоть и иностранных которые я не понимаю, то уже что-то не то, и как это объяснить.




Как объяснить? Так ведь голоса исполнителей это тоже музыка! Получается, что голоса дополняют (обогащают) чисто инструментальную музыку в данном, конкретном случае (по крайней мере лично для Вас).
Получается, что в песнях ABBA Вас привлекает только музыкальная составляющая. Но! Когда я стал разучивать попурри из песен ABBA, то сразу понял, что не понимая о чем поют, не зная смысла песни, сыграть мелодию выразительно никак не получится, просто никак. А вот когда я прочитал несколько вариантов переводов текста, то уже и просто инструментальное исполнение песни сразу по-другому звучит. Значит, смысл песни имеет значение (для меня в этом случае).
Думаю, вы также можете вспомнить аналогичные случаи.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Пост N: 1778
Зарегистрирован: 28.07.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.16 23:30. Заголовок: Re:


Звуки, слова, мысли, интуитивные предчувствия, стереотипы и проч. - разные феномены нашей психики. И чем более они в конкордансе, в гармонии, тем полнее впечатление, как 3D, 4D и проч. приплюсованное количество измерений.
Бывает ведь, что слова без мыслей произносятся, обычно помногу. А потом думаешь, почему так сказано? Откуда проистекло? Вроде бы, так и не думал вовсе. Или наоборот, слова каким-то чудесным образом облекают мысли в фантастически точную и совершенную форму, какой мысль вовсе и не имела.
Вот эти совпадения дают резонанс впечатления, глубину ощущения. А когда звучит непонятная речь - это как информационный мусор, который надо фильтровать: что-то там есть полезное, а что-то только мешает чистому току информации.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 1233
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.03.16 03:23. Заголовок: tobol пишет: взять ..


tobol пишет:

 цитата:
взять какую-нибудь известную цыганскую песню. Текст в переводе вообще никакой, две мысли, в лучшем случае, на пять куплетов. А слушать песню, естественно без перевода, в оригинале, хочется снова и снова, зажигает. Вот и получается, что текст в этом примере просто-напросто никакой роли не играет. Главное - музыка!
Обратный пример. Русская частушка. Мелодия - проще некуда, зато текст - зажигает, иногда до соревнований между исполнителями доходит! Главное - слова!
Ну, и какой будет Ваш ответ на вопрос, с учетом приведенных примеров, что важнее?


Я не имел в виду противопоставление.
В цыганской песне с простым текстом присутствует ещё один компонент - мастерство певца и музыкантов. Если это мастерство на высоте, вы обратите внимание на песню и с одной мыслью.
В частушке привлекает её заточенность на злобу дня. Отсюда основное внимание к тексту, к предельно коротким и разящим наповал формулировкам. Бывает и с матом. В молодости слушал частушки, исполняемые с приплясыванием. Наверное, потому мелодии к частушкам простые, но плясового характера.
hovrin120 пишет:

 цитата:
...ещё пример хочу привести, звучит иностранная песня, к примеру тот-же ABBA, слов естественно я не понимаю, но нравится, а если бы звучала только мелодия этой песни без слов хоть и иностранных которые я не понимаю, то уже что-то не то, и как это объяснить.


Пожалуй, как и в случае простейшего текста цыганской песни, трогает мастерство иностранных певцов-исполнителей. Пение и слушание песни - это такой канал передачи эмоций,который работает даже в отсутствие понимания слов. Мы ведь способны почувствовать настроение собеседника по тому, как он разговаривает. Почувствовать, не вдаваясь в смысл произносимых слов. Так и с пением на не нашем языке.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 533
Зарегистрирован: 15.09.09
Откуда: Россия, Тюмень
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.03.16 07:42. Заголовок: Александрос пишет: ..


Александрос пишет:

 цитата:
Бывает ведь, что слова без мыслей произносятся, обычно помногу.



Это Вы про блондинок?

Александрос пишет:

 цитата:
А когда звучит непонятная речь - это как информационный мусор, который надо фильтровать: что-то там есть полезное, а что-то только мешает чистому току информации.



Ну, это не про музыку, думаю. И вообще, человеческая речь, мне кажется, не может быть информационным мусором. Ведь появление термина "информационный мусор" связано прежде всего с интернетом, а не с прямым общением "человек-человек" с помощью человеческой речи.

Информационный мусор в музыке для меня - это тексты песен, например, Апиной, Стаса Михайлова и т.п.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 534
Зарегистрирован: 15.09.09
Откуда: Россия, Тюмень
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.03.16 07:51. Заголовок: свит пишет: Здесь н..


свит пишет:

 цитата:
Здесь не наоборот, здесь мы совпали.



Как же совпали, совсем нет. Вот Ваша цитата:
свит пишет:

 цитата:
Если и есть место мыслям, то опосредствованно


т.е. мысли то есть, но они как-то не главное. Я же писал, что многие крупные музыкальные произведения начинаются именно с мысли и композитор музыкой воздействуя на наши чувства, эмоции, пытается донести до нас свой замысел, свои мысли.

Получается, что музыка это какое-то особенное средство общения, что ли?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 1235
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.03.16 08:06. Заголовок: tobol пишет: Получ..


tobol пишет:

 цитата:

Получается, что музыка это какое-то особенное средство общения, что ли?


Нет возражений!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 535
Зарегистрирован: 15.09.09
Откуда: Россия, Тюмень
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.03.16 18:36. Заголовок: свит пишет: Нет воз..


свит пишет:

 цитата:
Нет возражений!



Тогда афоризм, который мы стали обсуждать, может быть таким? МУЗЫКА - гармоничное сочетание звуков, эмоций и мыслей.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 1238
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.16 07:08. Заголовок: tobol пишет: Тогда..


tobol пишет:

 цитата:

Тогда афоризм, который мы стали обсуждать, может быть таким? МУЗЫКА - гармоничное сочетание звуков, эмоций и мыслей.

.
Для передачи мыслей существует свой язык - слово. Афоризм имел в виду только музыку.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 1244
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.03.16 04:19. Заголовок: 29 марта посмотрел н..


29 марта посмотрел новинки музыкальной литературы в ленинградском Доме книги, пытаясь найти какие-то рассуждения на тему передачи мысли в музыке. Кое-что нашлось в разделе вокала.
1) Приходовская Е.А. Оперная драматургия: Учебное пособие. - СПб: Лань; Планета музыки, 2015.- 80 с.
Глава I
Общие основы жанра оперы
1 Инвариантные закономерности оперы: слово - музыка - техника.
"Опера, как общепризнано, представляет собой некий баланс слова и музыки..."
2) Димитрин Ю.Г. Либретто: история, творчество, технология: учебное пособие в жанре эссе. - СПб: Композитор/СПб, 2012. - 172 с.
На с.11:
"Опера - драма через музыку...
Из чего Оно состоит?
- Оно состоит из либретто и музыки..."
На с.12:
"...формула эта не учитывает лежащий в основе либретто литературный (или мифологический) первоисточник.
...Опираясь на либретто, композитор строит музыкальную драматургию будущего произведения. Идеи одного искусства со своими средствами выразительности ...должны выразиться другим искусством."

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 537
Зарегистрирован: 15.09.09
Откуда: Россия, Тюмень
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.03.16 06:28. Заголовок: свит пишет: Для пер..


свит пишет:

 цитата:
Для передачи мыслей существует свой язык - слово.



Спорное утверждение. Например, есть общепризнанный язык жестов.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 96 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет