Автор | Сообщение |
|
| постоянный участник
|
Пост N: 1400
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
|
|
Отправлено: 10.11.16 10:39. Заголовок: Гармонический ликбез-3
Поскольку никто из музыкально подкованных или образованных посетителей форума не решился продолжить тему ликбеза, приходится заниматься этим самостоятельно. Не tobol ли советовал обратить внимание на одно из пособий Парнеса и Оськиной (возможно, Парнес Д.Г., Оськина С.Е. На баяне - по слуху: Самоучитель. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2004. - 199 с.)? Меня оно не устроило, потому что не было наглядным - в нём нет нот. Так уж получается, что зачастую приходится заниматься самообразованием, сидя в электричке, естественно без баяна. Вот тогда и спасают ноты в пособиях по гармонизации - и видишь суть предлагаемого, и можешь, благодаря нотам, представить звучание того, что в этих нотах. Поэтому я обратился к другому путеводителю, тоже несложному для восприятия, но с нотами: Мотов В.Н., Шахов Г.И. Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху (баян, аккордеон). - М.: ООО "Издательство Кифара", 2004. - 104 с. Там есть короткие пояснения по каждому разделу и задания для закрепления урока. Книга периодически переиздаётся (допечатывается) и появляется в продаже.
|
|
|
Ответов - 185
, стр:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
All
[только новые]
|
|
|
| |
Пост N: 2024
Зарегистрирован: 21.02.08
Откуда: РФ, Смоленская губерния
|
|
Отправлено: 21.10.21 16:16. Заголовок: Svit пишет: Лад (то..
Svit пишет: цитата: | Лад (тональность) уже заданы ключевыми знаками |
|
Разве? Знаки при ключе лишь ограничивают наш выбор двумя параллельными тональностями, но вот лад (мажорный или минорный) по ним определить затруднительно. Svit пишет: цитата: | в нотах для альт-саксофона два диеза и тоника си в последнем такте, а значит тональность си-бемоль, не так ли? |
|
Не так. Раз два диеза и в начале и в конце си, значит си минор.
|
|
|
|
| moderator
|
Пост N: 1000
Зарегистрирован: 01.10.18
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
|
|
Отправлено: 21.10.21 16:44. Заголовок: MAN пишет: Раз два..
MAN пишет: цитата: | Раз два диеза и в начале и в конце си, значит си минор. |
|
Да, конечно так!
|
|
|
|
| |
Пост N: 931
Зарегистрирован: 15.09.09
Откуда: Россия, Тюмень
|
|
Отправлено: 21.10.21 16:47. Заголовок: Svit пишет: Но прощ..
Svit пишет: цитата: | Но проще махнуть рукой на все эти транспонирования и считать, что у нас в наличии ноты для баяна в тональности си-бемоль . |
| Конечно! Я так и делаю (думаю и не только я, а большинство): вот ноты, вот баян, сажусь и играю. Просто нот в таком виде недостаточно чтобы получилась по-настоящему интересная пьеса, это основа. Уважаемый Svit, вот перечитал я Ваши сообщения и думаю: я никогда не стану заниматься исследованием музыки как какого-то механизма или какой-то конструкции. Мне кажется Вы склонны именно к этому. По мне так музыкой надо жить, чувствовать, исполнять её как умеешь, получать от неё эмоции и искать в ней свои... Музыка - это задача, созданная головным мозгом человека и до сих пор нерешенная человечеством. Ведь что такое, например, мажор? Да, это звучание определенных аккордов, но почему мы чувствуем, воспринимаем их как мажор? Вот в своё время, заканчивая механический факультет института, делал диплом "Агрегатный станок" для Владимирского тракторного завода: сборочный чертёж, разрезы разные, деталировка, допуски, посадки - и любому инженеру всё понятно как устроен станок. А в музыке? Одни и те же ноты можно сыграть по-разному... Ну, вообще-то эта тема бесконечная..
|
|
|
|
| |
Пост N: 932
Зарегистрирован: 15.09.09
Откуда: Россия, Тюмень
|
|
Отправлено: 21.10.21 16:54. Заголовок: MAN пишет: Вот приз..
MAN пишет: цитата: | Вот признайтесь откровенно, откуда вы узнали о существовании этой самой прекрасной музыки, а тем более о том, что её великое множество. Вы её часто слышите? Где же, если не секрет? |
| Вот как у нас в деревне говорили (а я родом из деревни): "свинья грязь всегда найдёт", так и я
|
|
|
|
| moderator
|
Пост N: 1001
Зарегистрирован: 01.10.18
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
|
|
Отправлено: 21.10.21 17:54. Заголовок: tobol пишет: Уважае..
tobol пишет: цитата: | Уважаемый Svit, вот перечитал я Ваши сообщения и думаю: я никогда не стану заниматься исследованием музыки как какого-то механизма или какой-то конструкции. Мне кажется Вы склонны именно к этому. |
| Не станете - и хорошо! Я в эти игрушки (исследования музыки как какого-то механизма) тоже не играю, хотя Вам так кажется. Нет в этом никакого смысла. Но вот что постепенно прорисовывается - приступив к переложению "Осеннего джаза", у нас нет представления, с чего, как и почему начать. Вместо ответов на возникающие вопросы начинаются разборки, чего мне очень не хотелось бы. Вы хотите гладкости в обсуждении? Мне не трудно отойти в сторону и никого не будоражить. Наверное так будет лучше.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
Пост N: 2291
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
|
|
Отправлено: 21.10.21 18:31. Заголовок: Svit пишет: ...в но..
Svit пишет: цитата: | ...в нотах для альт-саксофона два диеза и тоника си в последнем такте, а значит тональность си-бемоль, не так ли? |
| Уважаемый Svit! Вы мне напомнили Льва Толстого. «Война и мир». Эпилог. Часть вторая. Цитирую: «Идет паровоз. Спрашивается, отчего он движется? Мужик говорит: это черт движет его. Другой говорит, что паровоз идет оттого, что в нем движутся колеса. Третий утверждает, что причина движения заключается в дыме, относимом ветром.» Так же и у Вас. Тоника си, а тональность си-бемоль! Позвольте полюбопытствовать, откуда в диезной тональности си-бемоль?
|
|
|
|
| moderator
|
Пост N: 1002
Зарегистрирован: 01.10.18
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
|
|
Отправлено: 21.10.21 18:49. Заголовок: Waldemar пишет: Вы ..
Waldemar пишет: цитата: | Вы мне напомнили Льва Толстого. «Война и мир». Эпилог. Часть вторая. Цитирую: «Идет паровоз. Спрашивается, отчего он движется? Мужик говорит: это черт движет его. Другой говорит, что паровоз идет оттого, что в нем движутся колеса. Третий утверждает, что причина движения заключается в дыме, относимом ветром.» Так же и у Вас. Тоника си, а тональность си-бемоль! Позвольте полюбопытствовать, откуда в диезной тональности си-бемоль? |
|
Хорошо, что есть на кого сослаться для аналогии - развлекает! А как насчёт более простой мысли, что в письме бывают описки? MAN уже поправил меня в 16:16. И знаете, я совсем не возражал! У меня бывают описки, у Вас пропуски постов - каждый чем-то заметен. В итоге всем не скучно!
|
|
|
|
| постоянный участник
|
Пост N: 2292
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
|
|
Отправлено: 21.10.21 19:22. Заголовок: Svit пишет: у Вас ..
Svit пишет: Не понял! Извините, какие пропуски, каких постов? Объясните, пожалуйста.
|
|
|
|
| moderator
|
Пост N: 1003
Зарегистрирован: 01.10.18
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
|
|
Отправлено: 21.10.21 19:29. Заголовок: tobol пишет: По мн..
tobol пишет: цитата: | По мне так музыкой надо жить, чувствовать, исполнять её как умеешь, получать от неё эмоции и искать в ней свои... Ведь что такое, например, мажор? Да, это звучание определенных аккордов, но почему мы чувствуем, воспринимаем их как мажор?... Одни и те же ноты можно сыграть по-разному... Ну, вообще-то эта тема бесконечная.. |
|
Так-то оно так, только что из того следует? Вы находите своё удовольствие прежде всего в игре. Иногда говорили о работе над переложением чего-то, но до предъявления результата так и не доходило. Меня же работа над переложениями увлекла, и я брал баян в руки только для того, чтобы проверить, как звучат ноты источника или переложения. Я не ожидал, что это тоже может быть интересным занятием. И на сегодня получилось положить на ноты все те песни, которые раньше хотел бы разучить на баяне. Как получилось? По-разному. Но эти ноты теперь есть, и они для баяна. Я благодарен всем, кто помог мне в этом нелёгком деле. А как с результатом поисков у Вас? При правильном подходе и более глубоком понимании музыки?
|
|
|
|
| |
Пост N: 2025
Зарегистрирован: 21.02.08
Откуда: РФ, Смоленская губерния
|
|
Отправлено: 21.10.21 19:47. Заголовок: Svit, ну чего вы оби..
Svit, ну чего вы обиделись, да ещё на всех сразу? Я прошу вас меня извинить, если моё замечание вас задело. Я вообще имею склонность вести себя вызывающе и вы безусловно это давным-давно знаете, но поймите, что причиной тому только лишь желание подтолкнуть собеседников к более оживлённому разговору. Думаю, что и все остальные, чьи замечания вызвали у вас такую реакцию, совсем не желали вас обидеть.
|
|
|
|
| moderator
|
Пост N: 1004
Зарегистрирован: 01.10.18
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
|
|
Отправлено: 21.10.21 19:49. Заголовок: Waldemar пишет: Из..
Waldemar пишет: цитата: | Извините, какие пропуски, каких постов? Объясните, пожалуйста. |
| Смотрим пост MAN-а №2024 в этой же теме сегодня в 16:16 и ответ на него в посте Svit-а №1000 в 16:44.
|
|
|
|
|
| moderator
|
Пост N: 1005
Зарегистрирован: 01.10.18
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
|
|
Отправлено: 21.10.21 20:11. Заголовок: MAN пишет: ну чего ..
MAN пишет: цитата: | ну чего вы обиделись, да ещё на всех сразу? Я прошу вас меня извинить, если моё замечание вас задело. Я вообще имею склонность вести себя вызывающе и вы безусловно это давным-давно знаете, но поймите, что причиной тому только лишь желание подтолкнуть собеседников к более оживлённому разговору. Думаю, что и все остальные, чьи замечания вызвали у вас такую реакцию, совсем не желали вас обидеть. |
|
Что Вы,Александр! Нет у меня обиды на Вас в теме, как и на всех вместе. Но после намёка на механицизм поневоле задаёшься вопросом: своим ли делом занят был? Ходил бы лучше на концерты и повышал свой культурно-музыкальный уровень...
|
|
|
|
| постоянный участник
|
Пост N: 2293
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
|
|
Отправлено: 21.10.21 21:37. Заголовок: Svit пишет: пост MA..
Svit пишет: В посте MAN-а №2024 он у меня ни о чем не спрашивает. Какие пропуски?
|
|
|
|
| |
Пост N: 2026
Зарегистрирован: 21.02.08
Откуда: РФ, Смоленская губерния
|
|
Отправлено: 21.10.21 21:51. Заголовок: Svit пишет: Но посл..
Svit пишет: цитата: | Но после намёка на механицизм поневоле задаёшься вопросом: своим ли делом занят был? |
| Ну вам же это доставляет удовольствие и ни у кого кусок хлеба вы не отняли тем, что увлеклись переложением интересных вам произведений для баяна, так к чему эти сомнения? И я, глядя со стороны, никакого обидного намёка в словах tobol а не усмотрел. Он всего-навсего сказал, что ваш подход, как он его понимает, для него не годится. А что касается сравнения с чертежами станка, так ведь и любой дирижёр, глядя в партитуры, точно так же, я думаю, изучает музыкальные конструкции, как инженер механические или электрические, читая чертежи и схемы.
|
|
|
|
| |
Пост N: 2027
Зарегистрирован: 21.02.08
Откуда: РФ, Смоленская губерния
|
|
Отправлено: 21.10.21 21:57. Заголовок: Waldemar пишет: Как..
Waldemar пишет: Waldemar, Svit имеет в виду, что я его нечаянную ошибку (описку) с определением тональности заметил раньше вас и что он с моим замечанием сразу согласился, а вы этот факт оставили без внимания.
|
|
|
|
| |
Пост N: 933
Зарегистрирован: 15.09.09
Откуда: Россия, Тюмень
|
|
Отправлено: 21.10.21 23:12. Заголовок: Svit пишет: А как с..
Svit пишет: цитата: | А как с результатом поисков у Вас? При правильном подходе и более глубоком понимании музыки? |
| Правильный мой подход или неправильный? Я и сам не знаю... И есть ли он? И какой он, подход вообще? Конечно, я считаю методику обучения игре на музыкальном инструменте, методику проведения занятий и методику разучивания музыкальных пьес ЧРЕЗВЫЧАЙНО важными, постоянно интересуюсь этим и стараюсь использовать что-то на практике, НО это как-то не сложилось в систему. Музыкальной теорией интересуюсь когда, что называется "припрёт". Собственно вот и всё. А глубокое понимание музыки - это не про меня, писал я не о понимании, а своём восприятии музыки. Чтобы как-то научится понимать и чувствовать музыку, время от времени смотрю видео Казиника, один раз был на его концерте, есть его книги, может и придет просветление когда-нибудь... Мои результаты - не думал, что они Вас интересуют. Как-то на форуме я писал, что хотел сделать несколько попурри: АВВА, итальянская эстрада и французская - может Вы об этом? Сделал, играю. Сейчас новые планы - а как без них? Планы это моё, можно сказать Хобби!
|
|
|
|
| moderator
|
Пост N: 1006
Зарегистрирован: 01.10.18
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
|
|
Отправлено: 21.10.21 23:50. Заголовок: MAN пишет: Знаки пр..
MAN пишет: цитата: | Знаки при ключе лишь ограничивают наш выбор двумя параллельными тональностями, но вот лад (мажорный или минорный) по ним определить затруднительно. |
|
Точно так же эти знаки ограничивают выбор лада двумя вариантами - мажорный или минорный. Лад, наверное, более общая категория, чем тональность. "Тональность - в строгом смысле, название тоники какого-либо лада, обычно же под тональностью принято подразумевать определение и тоники, и лада", - так сказано в "Кратком музыкальном словаре" Должанского А.Н. Т.е. в обыденном понимании тональность - это когда ясно, с чем имеем дело - с мажором или минором (известны тоника и лад). Наконец, в квинтовом круге тональностей все они параллельные, которые при одинаковых ключевых знаках.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
Пост N: 2294
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
|
|
Отправлено: 22.10.21 11:17. Заголовок: Svit пишет: Но посл..
Svit пишет: цитата: | Но после намёка на механицизм... |
| Механицизм. Мне так понравилось это слово! Вот только как оно относится к песне Фриске «Осенний джаз»?
|
|
|
|
| |
Пост N: 934
Зарегистрирован: 15.09.09
Откуда: Россия, Тюмень
|
|
Отправлено: 22.10.21 12:57. Заголовок: Waldemar пишет: Мех..
Waldemar пишет: цитата: | Механицизм. Мне так понравилось это слово! Вот только как оно относится к песне Фриске «Осенний джаз»? |
| Что-то и как-то всё запуталось, однако...
|
|
|
|
| |
Пост N: 935
Зарегистрирован: 15.09.09
Откуда: Россия, Тюмень
|
|
Отправлено: 22.10.21 13:03. Заголовок: MAN пишет: А что к..
MAN пишет: цитата: | А что касается сравнения с чертежами станка, так ведь и любой дирижёр, глядя в партитуры, точно так же, я думаю, изучает музыкальные конструкции, как инженер механические или электрические, читая чертежи и схемы. |
| Вот только партитура одна и та же, а у каждого дирижера музыка на выходе своя. А у инженеров - 1К62: он в Тюмени, Смоленске и в Петербурге и даже в Германии 1К62!!!
|
|
|
Ответов - 185
, стр:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
All
[только новые]
|
|