Поскольку никто из музыкально подкованных или образованных посетителей форума не решился продолжить тему ликбеза, приходится заниматься этим самостоятельно. Не tobol ли советовал обратить внимание на одно из пособий Парнеса и Оськиной (возможно, Парнес Д.Г., Оськина С.Е. На баяне - по слуху: Самоучитель. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2004. - 199 с.)? Меня оно не устроило, потому что не было наглядным - в нём нет нот. Так уж получается, что зачастую приходится заниматься самообразованием, сидя в электричке, естественно без баяна. Вот тогда и спасают ноты в пособиях по гармонизации - и видишь суть предлагаемого, и можешь, благодаря нотам, представить звучание того, что в этих нотах. Поэтому я обратился к другому путеводителю, тоже несложному для восприятия, но с нотами: Мотов В.Н., Шахов Г.И. Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху (баян, аккордеон). - М.: ООО "Издательство Кифара", 2004. - 104 с. Там есть короткие пояснения по каждому разделу и задания для закрепления урока. Книга периодически переиздаётся (допечатывается) и появляется в продаже.
Как вы догадались, что там должны быть именно эти аккорды? Ещё лучше было бы объяснить как вы их ВЫЧИСЛИЛИ. Народ хочет не просто получить готовое решение задачи, народ хочет разобраться что к чему.
Пост N: 994
Зарегистрирован: 01.10.18
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
Отправлено: 20.10.21 15:28. Заголовок: MAN пишет: согласен ..
MAN пишет:
цитата:
согласен и предлагаю начать со старой доброй классики. Что скажете насчёт Людвига ван Бетховена?
Честно говоря, не ожидал, что эта песенка такая располагающая! Но Юрий Георгиевич первым сообщил о своих затруднениях с гармонизацией и назвал мелодии. Вальдемар поддержал выбор. Нам остаётся следовать за их мыслью.
цитата:
Как вы догадались, что там должны быть именно эти аккорды? Ещё лучше было бы объяснить как вы их ВЫЧИСЛИЛИ. Народ хочет не просто получить готовое решение задачи, народ хочет разобраться что к чему.
Пост N: 995
Зарегистрирован: 01.10.18
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
Отправлено: 20.10.21 17:27. Заголовок: MAN пишет: Бетховен..
MAN пишет:
цитата:
Бетховен ерунды не сочинял, это известно и джазменам и рокерам.
А вот этим уже не удивите, потому как читается очередная книжка, на этот раз о джазе. Там есть и о том, какие первоисточники пользовали и пользуют джазмены в своих музыкальных разработках. Композиторы-классики в их числе. Но давайте всё же сосредоточимся на интересующей нас теме - гармонизации мелодии от Ю.Г. и на том, как объяснит её решение Вальдемар.
Пост N: 2289
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
Отправлено: 20.10.21 19:12. Заголовок: MAN пишет: ...объяс..
MAN пишет:
цитата:
...объяснить как вы их ВЫЧИСЛИЛИ...
Разбираемся что к чему. Поскольку при ключе один диез, тональность ми минор или соль мажор. Т.к. в самом конце нота ми, значит тональность ми минор. В первом такте после репризы всё-таки не ми минор, а ми мажор. Во втором ре мажор, поскольку в теме ноты ре-ля, в третьем такте ми минор – в теме си-соль-ми - тоническое трезвучие. В 4-м такте в первой половине до мажор, во второй половине ля минор. Как я всё это вычислил? Движение мелодии + слух + опыт.
Вальдемар, просьба задержаться на первых трёх тактах - они ключ к пониманию Вашего хода мысли. Поясните, пожалуйста, какое смысловое значение Вы придаёте фразе: "В первом такте... ми мажор"? Тем самым назначаете такой же аккорд для аккомпанемента? Для меня понятно заключение по 3-му такту, содержащему ноты тонического трезвучия. В 1-м такте есть нота ми, но нет её терции соль или соль-диез. Если бы соль-диез присутствовала, можно было бы говорить о нотах такта, как о составляющих мажорного трезвучия или мажорного септаккорда. В отсутствие терции оба варианта имеют одинаковое право на существование, если только не иметь в виду что-то ещё дополнительно. Почему же выбрали ми мажор? По 2-му такту вопросы те же: в такте есть ре и квинта ля, но нет терции фа или фа-диез.
Честно говоря, не ожидал, что эта песенка такая располагающая!
Согласен, это инструментальный вариант, чувствуется настроение, хорошо основная музыкальная тема обыграна и даже расширена. Автора именно этого варианта не знаю и нот не нашел, а вообще автор музыки не А. Варум, как указано в тексте нот (ноты, конечно, не этого варианта), а Ю.Варум, т.е. отец Анжелики.
Пост N: 2290
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
Отправлено: 21.10.21 10:17. Заголовок: Svit пишет: Тем сам..
Svit пишет:
цитата:
Тем самым назначаете такой же аккорд для аккомпанемента?
Аккорды для аккомпанемента не просто назначаются, а исследуются. Вопрос вопросов – минор или мажор? Если нет ответа в мелодии, остаётся только одно – слух. Надо много раз прослушивать оригинал до прояснения. А вот с тональностью надо определиться. Сначала tobol выложил в ми миноре, потом в си миноре. Затем ещё один вариант в ре миноре. Всего тональностей 12, какая будет следующая?
Пост N: 997
Зарегистрирован: 01.10.18
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
Отправлено: 21.10.21 10:30. Заголовок: tobol пишет: Мне ка..
tobol пишет:
цитата:
Мне кажется вот этот вариант нот лучше подойдет для работы: не так высоко.
По первым выложенным нотам тоже задавался вопросом: насколько подходит для мелодии на баяне регистр тенор-саксофона?
цитата:
это инструментальный вариант, чувствуется настроение, хорошо основная музыкальная тема обыграна и даже расширена. Автора именно этого варианта не знаю и нот не нашел, а вообще автор музыки не А. Варум, как указано в тексте нот
Располагающей песенкой я назвал "Сурка" Бетховена. Её предложил MAN как более простую для разбора. Но после я добавил, что придерживаться стоит той мелодии, которую выбрали Вы вместе с Waldemar-ом.
Пост N: 998
Зарегистрирован: 01.10.18
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
Отправлено: 21.10.21 10:53. Заголовок: MAN пишет: Как вы д..
MAN пишет:
цитата:
Как вы догадались, что там должны быть именно эти аккорды? Ещё лучше было бы объяснить как вы их ВЫЧИСЛИЛИ.
tobol пишет:
цитата:
Мой вариант ответа: просто на слух.
Waldemar пишет:
цитата:
Как я всё это вычислил? Движение мелодии + слух + опыт.
цитата:
Вопрос вопросов – минор или мажор? Если нет ответа в мелодии, остаётся только одно – слух. Надо много раз прослушивать оригинал до прояснения.
Три ссылки на важность слуха, т.е. прослушивания мелодии (в нашем случае - вокала, раз это песня). Слушать оригинальное исполнение в какой-то видеозаписи на компе? А одним баяном не обойтись? Наверное, именно баян имел в виду tobol в своём варианте ответа. И, прошу прощения, прежний вопрос: какой смысл Вы придаёте поиску ответа, что перед нами - минор или мажор? Может быть, речь об оттенках мелодии в рассматриваемых тактах? Какой в них настрой - грустный, обнадёживающий или какой-то ещё?
Пост N: 2023
Зарегистрирован: 21.02.08
Откуда: РФ, Смоленская губерния
Отправлено: 21.10.21 12:50. Заголовок: Svit пишет: Три ссы..
Svit пишет:
цитата:
Три ссылки на важность слуха
Н-н-да-а! Как это ни огорчительно, но, похоже, придётся признать за этим проклятым слухом, будь он неладен, не самую последнюю роль в интересующем нас деле.
Пост N: 930
Зарегистрирован: 15.09.09
Откуда: Россия, Тюмень
Отправлено: 21.10.21 14:06. Заголовок: Waldemar пишет: А в..
Waldemar пишет:
цитата:
А вот с тональностью надо определиться. Сначала tobol выложил в ми миноре, потом в си миноре. Затем ещё один вариант в ре миноре. Всего тональностей 12, какая будет следующая?
Следующей не будет! Ноты в тональности ре-минор я выложил, т.к. в них присутствуют аккорды. Что касается лично меня, то я за тональность си-минор.
Svit пишет:
цитата:
прежний вопрос: какой смысл Вы придаёте поиску ответа, что перед нами - минор или мажор?
Как я понимаю это и есть та самая основа для построения аккордов: в минорном или мажорном ладу.
Пост N: 999
Зарегистрирован: 01.10.18
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
Отправлено: 21.10.21 15:11. Заголовок: tobol пишет: Как я ..
tobol пишет:
цитата:
Как я понимаю это и есть та самая основа для построения аккордов: в минорном или мажорном ладу.
Но с аналогичным, уже высказывавшимся предположением Waldemar не согласился:
цитата:
Аккорды для аккомпанемента не просто назначаются, а исследуются. Вопрос вопросов – минор или мажор?...
Естественно, возникает тот же вопрос: на предмет чего они исследуются, в каком смысле упомянуты минор и мажор? Лад (тональность) уже заданы ключевыми знаками - в нотах для альт-саксофона два диеза и тоника си в последнем такте, а значит тональность си-бемоль, не так ли? Впрочем, здесь нас подстерегает ловушка: саксофоны относят к транспонирующим инструментам и звучат они не так, как записано в нотах. Среди альт-саксофонов вроде бы наиболее употребительны "in Es" (транспонируют ноту до на большую сексту вниз). Для какого именно альт-саксофона выложены ноты, должно быть указано. В данном случае этого нет, и совершенно непонятно, как должны выглядеть эти ноты, если их написать для баяна или фортепиано, т.е. для нетранспонирующих инструментов. А вот тенор-саксофоны вроде чаще "in B" (транспонирование на большую нону вниз). Похоже, с этим надо капитально разбираться и расписать ноты мелодии для баяна заново, в желаемом регистре и в какой-то тональности . Но проще махнуть рукой на все эти транспонирования и считать, что у нас в наличии ноты мелодии для баяна в тональности си-минор .
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 82
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет