On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
постоянный участник


Пост N: 1400
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.11.16 10:39. Заголовок: Гармонический ликбез-3


Поскольку никто из музыкально подкованных или образованных посетителей форума не решился продолжить тему ликбеза, приходится заниматься этим самостоятельно. Не tobol ли советовал обратить внимание на одно из пособий Парнеса и Оськиной (возможно, Парнес Д.Г., Оськина С.Е. На баяне - по слуху: Самоучитель. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2004. - 199 с.)? Меня оно не устроило, потому что не было наглядным - в нём нет нот. Так уж получается, что зачастую приходится заниматься самообразованием, сидя в электричке, естественно без баяна. Вот тогда и спасают ноты в пособиях по гармонизации - и видишь суть предлагаемого, и можешь, благодаря нотам, представить звучание того, что в этих нотах. Поэтому я обратился к другому путеводителю, тоже несложному для восприятия, но с нотами: Мотов В.Н., Шахов Г.И. Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху (баян, аккордеон). - М.: ООО "Издательство Кифара", 2004. - 104 с. Там есть короткие пояснения по каждому разделу и задания для закрепления урока. Книга периодически переиздаётся (допечатывается) и появляется в продаже.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 185 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All [только новые]


moderator




Пост N: 1091
Зарегистрирован: 01.10.18
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.21 02:58. Заголовок: Не получив внятного ..


Не получив внятного освещения темы "Модальность" и не найдя примеров для подражания в трёх пространных пособиях В.П.Середы, с этими пособиями распрощался через "Старую книгу". А вечером обнаружил раздел с таким же названием, но в более доступном изложении, в книге:
Кофанов А.Н. Сочинение музыки. - СПб: Композитор, 2007. - 156 с.
Привожу выдержки из этой книги.

"II часть. Модальность.

То, что я расскажу, может показаться вам чем-то новым, модным изобретением XX века; на самом деле это типичное "хорошо забытое старое". Модальная музыка процветала, когда о тональности ещё и слыхом не слыхали.
Она построена на модусах. Это страшное заграничное слово означает всего-навсего звукоряд - но иной, не принятый в европейской классике.
Напомню: "классическая гармония" имеет дело с семиступенными звукорядами, построенными по большим и малым секундам, и ограничивается лишь четырьмя из них: мажор; натуральный, гармонический и мелодический миноры. Мы настолько к ним привыкли, что считаем их единственно возможными.
Однако есть и другие. Именно они называются модусами."

Далее, в качестве модусов автор упоминает следующие звукоряды: натуральные лады (исключая ионийский и эолийский, которые совпадают с тональностями натурального мажора и натурального минора соответственно), пентатонику, искусственные модусы (например, целотоновая гамма, она же "гамма Черномора" - её одним из первых применил М.Глинка в опере "Руслан и Людмила").

Автор считает:
"Работа в модусах сильно ограничивает свободу, зато развивает изобретательность.
Впрочем, возможно смешение: внутри обычной тональности некоторые темы проводить модусом (подобно Глинке и Римскому-Корсакову); или наоборот - ввести в модальную структуру некоторые элементы тональности (терцовые аккорды и т.д.)".
В качестве примера смешения автор называет блюз:
"Блюзовое соло играют в особом модусе, который называется блюзовой гаммой. Это минорная (та, в которой от основного тона можно построить минорное трезвучие) пентатоника с добавленной одной-единственной нотой - "блюзовым тоном".
В аккомпанементе же звучат банальные септ- и нонаккорды. Впрочем, есть и аккорды специально блюзовые."

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 1321
Зарегистрирован: 01.10.18
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.07.22 21:55. Заголовок: tobol пишет: Понима..


tobol пишет:

 цитата:
Понимаю в общем так - можно, что называется, играть от печки (тоники), а можно по-другому (по-модальному!) Думаю, по-другому гораздо больше свободы для музыканта!?
Опять же нужна консультация у Waldemara...


Waldemar пишет:

 цитата:
Моя консультация? Но я ведь не профессор Музыки. Да, опыт у меня полувековый, но это больше бывшее исполнительство, а последние 20 лет – компьютер. Имея интерес ко всем таким понятиям, как модальность, устойчивость, гармонический стандарт, тональная система и др., надо опуститься с небес на землю и рассматривать конкретный пример, конкретное произведение.


Конкретный пример у нас так и не состоялся. И с теорией гармонии применительно к баяну с готовыми аккордами тоже недоработка, наверное по причине отсутствия интереса у музыкальных профессоров и преподавателей рангом пониже. Не получив удовлетворения от знакомства с трудами отдельных авторов, решил перейти к более обширному списку учебно-методических пособий и выписать оттуда наиболее лаконичные и понятные положения, которые могут быть полезны баянисту-любителю при гармонизации мелодий и подборе аккомпанемента. Результат можно посмотреть в формате .rtf здесь: https://disk.yandex.ru/d/Gwl9i7yu6nF9Bw .
Качество печати в варианте для просмотра - плохое, в скачиваемом варианте - нормальное.
Загрузка файла объёмом 285 Мб происходит в пределах 1 мин.
Набор в WordPad текста с нотными вставками, но без страниц был долгим и трудным. Скомпоновать материал для просмотра и печати без пустых мест и с правильным расположением заголовков по отношению к графическим вставкам не получилось, но другого рабочего инструмента у меня не было.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 2334
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.07.22 09:34. Заголовок: Svit пишет: можно, ..


Svit пишет:

 цитата:
можно, что называется, играть от печки (тоники), а можно по-другому (по-модальному!)



Тоника в теории музыки — первая ступень мажорного и минорного ладовых звукорядов. Тональная гармония имеет четкую структуру и основана на определённых закономерностях. Тоника, субдоминанта, доминанта – те основные элементы, которые определяют практически всю систему функционирования гармонии, что у Бетховена, что у Ллойд Вебера, что у Гершвина, что в цыганочках, что в «платочиках». Тональная система пришла на смену модальной системе, для которой она является одновременно обеднением и обогащением. Тональность некоррелятивна модальности, поскольку некоррелятивны основные признаки модальных и тональных ладов. В тональности непременно господствует центр, а звукорядная основа соблюдается в разной мере (например, звукоряд гармонического минора, мелодического мажора отклоняется от основной формы звукоряда этих ладов и т. п.). В модальности звукорядная основа непременна, а тяготения могут быть (например, в многоголосной музыке Машо и Лассо), а могут и вовсе отсутствовать (например, в большом знаменном распеве православных).

Аранжировщик Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 1322
Зарегистрирован: 01.10.18
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.07.22 10:44. Заголовок: Waldemar пишет: Svi..


Waldemar пишет:

 цитата:
Svit пишет:
 цитата:
можно, что называется, играть от печки (тоники), а можно по-другому (по-модальному!)


Waldemar, это было сказано tobol-ом. Мой вчерашний пост и ссылка на подборку теоретических положений и практических рекомендаций по гармонизации мелодий и подбору аккомпанемента для баяна никакого отношения к модальности не имеют - они о гармонизации мелодий на основе классической теории музыки. Сказано также о возможности иных подходов: свободная гармонизация, классическая гармонизация в сочетании со свободной, джазовая гармонизация.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 2335
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.07.22 21:03. Заголовок: Svit пишет: Waldema..


Svit пишет:

 цитата:
Waldemar, это было сказано tobol-ом



Извиняюсь, перепутал кислое с пресным. Гармонизация — это многоголосная обработка мелодии по законам гомофонного склада, мажорно-минорной тональности. Иначе она трактуется как выявление ладофункциональной сущности тонов мелодии и её сопровождение соответствующими аккордами. Гармонизация — это процесс подбора созвучий для раскрашивания данной музыкальной темы. Все музыканты пользуются при этом одним из двух способов. Самый легкий из них - просто положиться на ощущения, как и должно быть в любом творчестве. Правда, правила и законы при этом забывать тоже нельзя, иначе слушатель то и дело будет чувствовать себя неуютно, замечая всякие недочеты и несоответствия. При достаточном опыте все условности соблюдаются машинально, незаметно для автора, а вот когда опыта еще недостаточно, за этим нужно следить сознательно. Это и есть другой способ гармонизации - "вычислительный". Вычисления не подарят Вам внезапных кладов, они сознательны, но ведь надо же и это уметь!

Аранжировщик Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 185 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 97
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет