On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
постоянный участник


Пост N: 1400
Зарегистрирован: 11.02.12
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.11.16 10:39. Заголовок: Гармонический ликбез-3


Поскольку никто из музыкально подкованных или образованных посетителей форума не решился продолжить тему ликбеза, приходится заниматься этим самостоятельно. Не tobol ли советовал обратить внимание на одно из пособий Парнеса и Оськиной (возможно, Парнес Д.Г., Оськина С.Е. На баяне - по слуху: Самоучитель. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2004. - 199 с.)? Меня оно не устроило, потому что не было наглядным - в нём нет нот. Так уж получается, что зачастую приходится заниматься самообразованием, сидя в электричке, естественно без баяна. Вот тогда и спасают ноты в пособиях по гармонизации - и видишь суть предлагаемого, и можешь, благодаря нотам, представить звучание того, что в этих нотах. Поэтому я обратился к другому путеводителю, тоже несложному для восприятия, но с нотами: Мотов В.Н., Шахов Г.И. Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху (баян, аккордеон). - М.: ООО "Издательство Кифара", 2004. - 104 с. Там есть короткие пояснения по каждому разделу и задания для закрепления урока. Книга периодически переиздаётся (допечатывается) и появляется в продаже.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 185 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All [только новые]





Пост N: 106
Зарегистрирован: 04.10.16
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.11.21 19:40. Заголовок: tobol пишет: такт 1..


tobol пишет:

 цитата:
такт 13 - С, т.е. мажор, для меня здесь не место мажору


Там по тексту "Я накрою стол". Вполне себе мажор. Попробуйте Cmaj7, может, понравится. Бас си, аккорд мажор от до.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 2306
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.11.21 22:32. Заголовок: avtolyk пишет: Бас ..


avtolyk пишет:

 цитата:
Бас си, аккорд мажор от до.



Аккорд Cmaj7 Вы неправильно поняли. Не бас си, аккорд мажор от до. Бас до, аккорд ми минор.

Аранжировщик Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 1024
Зарегистрирован: 01.10.18
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.11.21 09:29. Заголовок: avtolyk пишет: Там ..


avtolyk пишет:

 цитата:
Там по тексту "Я накрою стол". Вполне себе мажор.


Давно жду, когда же будет сказано о значении текста для гармонизации. Песенная мелодия существует не сама по себе, она передаёт настроение, подмеченное текстом. Это настроение должно как-то учитываться при рассмотрении вариантов аккорда?
Браво, avtolyk!

Не мог не заметить и предложение tobol-а, даже не беря баян в руки: форшлаги перед названными длинными нотами - это красиво прозвучит и смягчит атаку звука после длинных пауз .

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 950
Зарегистрирован: 15.09.09
Откуда: Россия, Тюмень
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.11.21 10:35. Заголовок: avtolyk пишет: Там ..


avtolyk пишет:

 цитата:
Там по тексту "Я накрою стол". Вполне себе мажор.



Вообще-то это песня-прощание:
"Я накрою стол, позову гостей,
Только нет тебя в комнате моей.
Танцуем мы в последний раз
Моей любви осенний джаз..."

И кто же продолжит наш "банкет"?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 2307
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.11.21 13:00. Заголовок: Анжелика Варум - Осенний джаз


Svit пишет:

 цитата:
Там по тексту...



Уж коли речь пошла по тексту, гармония в целом будет такая:

Am6 H7 Em Em/G
Первая любовь, как ты далеко!
Am6 H7 Em E7
Ночью листопад постучал в окно
Am Adim7 Em/G Cmaj7
Я накрою стол, позову гостей,
Am6 C7 F#m7 H7
Старые друзья в комнате моей.

Припев:
Am
Звучит в ночи осенний джаз,
Am6 Em/G
Танцуй со мной в последний раз
Cmaj7 Am6
Поёт и плачет саксофон,
H7 Em
Но в эту ночь играет он,
Что расставанье впереди
Печальных глаз не отводи
Танцуем мы в последний раз
H7 E
Моей любви осенний джаз.

Аранжировщик Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 1025
Зарегистрирован: 01.10.18
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.11.21 13:31. Заголовок: tobol пишет: Вообще..


tobol пишет:

 цитата:
Вообще-то это песня-прощание:
"Я накрою стол, позову гостей,
Только нет тебя в комнате моей..."


Прощание тоже бывает разным, например безнадёжно тоскливым или оставляющим светлое чувство. По-моему, исполнение Варум - о светлом прощании.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 1026
Зарегистрирован: 01.10.18
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.11.21 19:14. Заголовок: Waldemar пишет: Уж ..


Waldemar пишет:

 цитата:
Уж коли речь пошла по тексту, гармония в целом будет такая:
Am6 H7 Em Em/G
Первая любовь, как ты далеко!


Не хотел бы мешать тем, кто занят "Осенним джазом". Сколько участников, столько не очень совпадающих мнений.
Важно, наверное взять правильный старт с первыми аккордами. Что понимать под правильным, сформулировать трудно. Возможно тот, что настраивает на дальнейшее раскрытие темы в подходящем смысловом и интонационном ключе.
Мне показалось удачным начало 1-го такта Waldemar-а: пара бас A - аккорд Am (Am6 - это для гитары). А вот следующую пару в этом такте взял бы другую: бас С - аккорд F7. Во 2-м такте: бас A - аккорд Dm, затем пара бас G - аккорд Gm, хоть она и диссонирующая по отношению к ноте мелодии ля.
Почему пары такие? Взял баян в руки и прошёлся по нотам Waldemar-а с учётом его последних обозначений аккордов над текстом. Остановился на тех парах, что прозвучали интересно и в то же время убедительно при сопровождении мелодии. Но опять же, это только на мой несовершенный слух и взгляд.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 2308
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.11.21 19:42. Заголовок: Svit пишет: Почему ..


Svit пишет:

 цитата:
Почему пары такие?



Дорогой Svit! Не хочу Вас огорчать, но Вы не чувствуете тональность. В тональности Em аккорды F7 и Gm крайне редки. Впрочем, если кто-то будет спорить, гармонию я взял здесь:

click here

Аранжировщик Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 107
Зарегистрирован: 04.10.16
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.11.21 20:03. Заголовок: Svit пишет: Am6 - э..


Svit пишет:

 цитата:
Am6 - это для гитары


Почему?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 1027
Зарегистрирован: 01.10.18
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.11.21 20:45. Заголовок: Waldemar пишет: Дор..


Waldemar пишет:

 цитата:
Дорогой Svit! Не хочу Вас огорчать, но Вы не чувствуете тональность. В тональности Em аккорды F7 и Gm крайне редки. Впрочем, если кто-то будет спорить, гармонию я взял здесь:
click here


Эту ссылка мне знакома, но видите ли, в чём дело, Waldemar. При этих обозначениях гитарных аккордов только над стихотворным текстом самих нот мелодии там нет. Тональность можно поменять запросто, но только для аккордов. К чему они привязаны с самого начала, совсем не ясно.
Если взять ноты "Осеннего джаза" для тенор-саксофона, то в куплетах не вижу привязки к тональности ми-минор: там в запеве есть длинные ноты ля, соль, до, си,фа. В припеве - длинные ноты те же. И ни разу ми, если проигнорировать вступление. Так что чувствовать тонику ми и, соответственно, тональность ми-минор там, где их нет, не нахожу убедительным. С таким же успехом можно принять, что тональность при этом ключе (один диез) - соль-мажор. Но есть одно нехорошее предположение, что мы имеем здесь дело с кочующей тоникой - теми самыми длинными нотами. Словно на мелодию песни снизошла та самая модальность, при которой тональность в классическом понимании не изловить. Пусть это крамола с моей стороны, всё же не хочу Вас заводить и мешать работе над интересной мелодией.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 108
Зарегистрирован: 04.10.16
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.11.21 21:05. Заголовок: Svit пишет: И ни ра..


Svit пишет:

 цитата:
И ни разу ми, если проигнорировать вступление.




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 1028
Зарегистрирован: 01.10.18
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.11.21 21:24. Заголовок: avtolyk, первые два ..


avtolyk, первые два кружка с нотами -это ноты ми, которые и не длинные, и ничего не завершают.
Да, в 3-м кружке ми половинной длительности (её не заметил), но её вес не больше, чем у других предшествующих длинных нот: тоника переместилась на ми и в этом качестве закрепилась лишь в самом конце нот кадансовым оборотом D - T. Неубедительная тоника для всей мелодии в целом!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 2309
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.11.21 21:24. Заголовок: Svit пишет: Am6 - э..


Svit пишет:

 цитата:
Am6 - это для гитары



А на баяне никак нельзя сыграть такой аккорд – ля-до-ми-фа-диез?

Аранжировщик Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 1029
Зарегистрирован: 01.10.18
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.11.21 21:30. Заголовок: Waldemar пишет: А н..


Waldemar пишет:

 цитата:
А на баяне никак нельзя сыграть такой аккорд – ля-до-ми-фа-диез?


Можно, только зачем усложнять игру баянисту? Если судить по сайту, откуда взята гармония аккомпанемента, сама мелодия гитаристов не интересует, здесь на первом плане сопровождение не знаю кого или чего.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 109
Зарегистрирован: 04.10.16
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.11.21 22:36. Заголовок: Svit пишет: первые ..


Svit пишет:

 цитата:
первые два кружка с нотами -это ноты ми, которые и не длинные,


По первой вольте. Весь такт восьмые и шестнадцатые, ми - четверть. В конце такта. Завершает предложение. Ре-диез, по сути уже как затакт к повтору. По второй - то же самое, только там два такта и во втором я не отметил ми. Тоника не обязательно должна быть в каждом такте, главное, чтобы предложения заканчивались на тонику.
Svit пишет:

 цитата:
Можно, только зачем усложнять игру баянисту?


Не настолько сложно, чтобы отказываться от дополнительных красок. Красивее же звучит.

И по сути темы. Waldemar, я правильно понял, что H7 в 6 такте появился поскольку: ноты мелодии могут принадлежать Em, Am, Hm, D. Так как идет минор слева-справа, D отпадает. Am только что был, Em завершает, остается только Нm, но H7 звучит лучше. Или это какой-то стандартный оборот?
Относительно выложенного текста с цифровкой. Я понимаю, что гармонизацию одной и той же мелодии можно делать по-разному. Но хотелось бы разобраться сначала с одним вариантом. Там где куплет начинается H7-Em7-G7-C.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 951
Зарегистрирован: 15.09.09
Откуда: Россия, Тюмень
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.11.21 09:01. Заголовок: Я вообще "Осенни..


Я вообще "Осенний джаз" рассматриваю как инструментальную пьесу, поэтому и МР3 выложил в инструментальном варианте, причем исполнение на баяне и с развитием музыкальной темы (см. моё сообщение 925), а уж напевать эту песенку под баян я точно не буду.
Поэтому считаю возможным при гармонизации самые разные варианты пробовать, это интересно, сыграть сначала один вариант, потом другой.
Вариант для гитары (везёт же гитаристам!): хорошо, что он есть, но не факт, что снято со слуха 100% верно, это первое. И не надо забывать, что на гитаре можно одновременно взять только один аккорд, а на баяне ведь две клавиатуры (!!!).
И всё-таки надо закончить нотный текст, как планировали...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 2310
Зарегистрирован: 27.05.09
Откуда: Германия, Niederbayern
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.11.21 10:53. Заголовок: avtolyk пишет: Или ..


avtolyk пишет:

 цитата:
Или это какой-то стандартный оборот?



Это самый что ни есть стандартный оборот. Разрешение Н7 в Еm, т.е.
разрешение доминанты в тонику.

Аранжировщик Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 1039
Зарегистрирован: 01.10.18
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.11.21 23:26. Заголовок: Сегодня подвернулась..


Сегодня подвернулась тема, в которой обсуждается интересующий меня вопрос по гармонизации мелодий: почему в учебных целях каждой ноте мелодии находят свой аккорд по правилам голосоведения - http://www.musicforums.ru/theory/1233482980.html .
Привожу пояснения из этой темы.

Ответ:
Метод гармонизации, при котором на каждый такт приходится один единственный аккорд, является самым простым, хотя при этом и очень распространенным. Вообще, выбор частоты смены гармонии - это один из художественных приемов композитора, например, встречаются смены гармонии на каждую восьмую ноту или, наоборот, в одной опере Вагнера тонический аккорд выдерживается на протяжении 122 тактов...

Вопрос:
...то есть можно ставить аккорды на каждую ноту мелодии, а можно ставить аккорды только по тактам. И то, и то допустимо...
Вот есть такт, в такте один аккорд и несколько нот мелодии - в этом случае аккорд учитывает только одну ноту (первую, на которой строится) или также учитывает и другие ноты мелодии в этом такте?
Ответ:
Вариант 1 (рекомендуется): берешь по одной ноте, принимаешь их как "верхние" ноты аккордов и достраиваешь от них аккорды "вниз" до баса так, чтобы аккордовая последовательность укладывалась, например, в I-IV-V-I (или другой приемлемый вариант).
Но если хочется использовать много нот (конечно же в ущерб общей гармонической текстуре), то есть вариант другой.
Вариант 2: подбираешь аккорд так, чтобы ноты такта максимально ложились на аккорд. Так можно использовать хоть три ноты из такта (если гармонизировать трезвучиями) ... но вот голосоведение будет практически всегда очень кривым.

Взгляд на проблему из Ганновера:
Известные мне русские учебники следуют учебнику от Римского-Корсакова, который, в свою очередь, следует немецким учебникам, практикующим написание хорала. Хорал же есть такое сочинение, где каждой ноте мелодии соответствует аккорд. Это очень искусственный способ гармонизации, связанный с традицией общинного пения во время евангелического (лютеранского) богослужения.
Для того, чтобы гармонизация была более живая, но в то же время корректная в рассуждении голосоведения, следует практиковать такой подход, при котором как будто имеет место не гармонизация мелодии, но мелодизация гармонии. Это значит следующее:
1) смена гармонии, начинавшейся от тактовой черты, может происходить в любом месте;
2) смена гармонии, начинавшейся не от тактовой черты, должна происходить на ближайшей тактовой черте;
3) неаккордовые ноты на сильном времени должны быть задержаниями как приготовленными, так и неприготовленными;
4) неаккордовые ноты на слабом времени должны быть проходящие, вспомогательные, антиципации, прилегающие - достигнутые скачком с разрешением в противоположном направлении.
Голосоведение будет корректным, если иметь в виду перемещения и пользоваться, по возможности, септаккордами с инверсиями, а не трезвучиями с инверсиями, поскольку септаккорд подразумевает часто принудительное разрешение и, таким образом, защищает от некрасивых параллелизмов.
Возражение:
Мне кажется, это не совсем правильно - такое игнорирование в учебниках построения аккордов по тактам. Потому что все-таки построение аккордов от каждой ноты мелодии и по тактам несколько отличаются. Правильнее было бы рассматривать одновременно и ту, и ту схему (или, по крайней мере как дополнение, описывать особенности построения аккордов по тактам).
Тем более что в песнях используют именно тактовое построение аккордов.
Ответ из Ганновера:
Возможно, что я неверно понимал задачу, поскольку, как мне казалось, автор вопроса показывал именно такой интерес. Понимая так, я писал исключительно о школьном изучении гармонии. Если же говорить о практической композиции, тогда есть только один способ гармонизации - через слух. Все остальные способы гармонизации в случае практической композиции будут неубедительные. Но, как кажется, до практической композиции ещё не очень близко. Когда автор вопроса пишет "я решил изучить учебник по гармонии и обнаружил, что в учебнике на каждую ноту мелодии ставится аккорд", тогда очевидно, что ещё не были решены учебные проблемы.
Возражение:
Что касается практики, то я уже не один год гармонизирую песни, которые сочиняю. Просто ранее я не изучал учебники по гармонии, и мне показалось странным, что в них гармонизация представлена по каждой ноте мелодии - ведь в песнях я встречал именно потактовую гармонизацию.

Совет другого участника:
Мне кажется, попробуй так: пропиши основные аккорды на сильные доли, а потом, исходя из ритма (чем чаще аккорды, тем сильнее напряженность и ритм), добавь в места кульминации и прочие напряженные участки большее их количество. Также можешь попробовать задержание аккорда: идет у тебя последовательность, а ты возьми и не на сильной доле сыграй аккорд, а через полтакта или позже. Можешь вообще один аккорд из последовательности сыграть на несколько тактов, а в конце как бы запоздалую "сжатую" последовательность. В общем, делай что хочешь.

Ещё мнения:

А вот чтобы научиться делать, что хочешь, нужно сначала полностью освоить книжную гармонизацию 1 такт = 1 аккорд.

И все же должна быть какая-то логика. Например в более спокойной части песни и гармонический ритм может быть спокойным, а в более эмоциональной - гармонические изменения участятся.

... не стоит привязываться к жестким правилам "один аккорд на такт".

... скажу новую точку зрения: наверное авторы песен не всегда читают учебники по гармонии.

... у каждого свои понятия о гармонии.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 953
Зарегистрирован: 15.09.09
Откуда: Россия, Тюмень
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.11.21 08:41. Заголовок: Я сейчас заканчиваю ..


Я сейчас заканчиваю разучивать замечательную украинскую народную песню "Нiч яка мiсячна" (16 тактов) и всю мелодию играю только аккордами - звучит великолепно, никакого частокола!
А вышеприведенный материал для меня очень интересный, спасибо Svit за раскопки!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 1041
Зарегистрирован: 01.10.18
Откуда: Россия, Гатчина Ленинградской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.11.21 09:51. Заголовок: tobol пишет: Я сейч..


tobol пишет:

 цитата:
Я сейчас заканчиваю разучивать замечательную украинскую народную песню "Нiч яка мiсячна" (16 тактов) и всю мелодию играю только аккордами - звучит великолепно, никакого частокола!


Пожалуйста, ссылку, чтобы глянуть на такие ноты!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 185 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 115
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет