Продолжаем тему этимологии слова "баян".
Рыбаков. Язычество древних славян.
Интереснейший разряд волхвов составляли "волхвы-кощунники", сказители "кощюн" - мифов, хранители древних преданий и эпических сказаний. Сказителей называли также "баянами", "обаятелями", что связано с глаголом "баять" - рассказывать, петь, заклинать. Источники нередко говорят о многолюдстве тех сборищ, на которых кощунники исполняли свой репертуар. Слушатели вместо того, чтобы "злословного кощюньника биюще отгнати", внимательно слушают волхва (возможно, исполнявшего под аккомпанемент гусель), "но не токмо дивятся зряще, но и словеси их (сказителей) извыкли" и повторяют усвоенное на своих пирах.
http://paganism.msk.ru/liter/rybakov27.htm Баять, в южнорусских говорах, сохранилось до сих пор. Означает рассказывать нечто выходящее за рамки обыденной жизни.
Баю, баюшки-баю - русская колыбельная. Очень часто используется мамашами, чтобы успокоить младенца.
Баюкать - успокаивать.
БААЛЬНИК, бальник м. стар. (баять?) колдун, знахарь. Из словаря Даля.
ЗАБАИТЬ (забаять), стать баять, заговорить; || кого, занять, забавить. Из словаря Даля.
Обаяние - Очарование, покоряющее влияние, притягательная сила; первонач. колдовская сила.
РАЗБАХОРИТЬСЯ вят. разбаяться, разбохрушиться, пск. твер. разговориться, разбалагуриться, разбеседоваться; баять много и охотно. Из словаря Даля. (Ещё играть Баха )))
Бахари (от баять — говорить, рассказывать, сказывать), древнерусские профессиональные сказочники. Творчество Б. осуждалось церковью как "бесовское". Однако и в народном быту, и в княжеско-боярских домах рассказывание сказок Б. было обычным явлением. Сказочники были, например, у Ивана Грозного, Михаила Романова, в дворянских усадьбах 18 в. Из словаря Даля.
ПРИБАУТКА (от баять) ж. складная приговорка, поговорка, острое словцо, в пословичной одежде, присказка, прибаска; иногда это короткий, смешной рассказец, анекдот; иногда пустой, но забавный набор слов, с темными намеками. Из словаря Даля.
БАЧИТЬ (байчить?) ряз. новг. костр. вят. баять, бахорить, бакулить, болтать, говорить; || южн. зап. малорос. (татарск. бакмак?) смотреть, глядеть, видеть и видать; бачиться, видаться взаимно; || безличн. казаться, видеться. Из словаря Даля.
Мужское имя "Боян" до сих пор широко распространено в Болгарии. Имя это в переводе с древнегреческого означает "радость"
В древнемонгольском и древнетюркском языках слово bajan употреблялось в значении "богатый", "сильный", "счастливый". Баян - старинное имя, образованное от этого слова. У дунайских болгар употребляется имя Боян. Болгарский антропонимист Стефан Илчев считает, что оно происходит от тюркского слова bajan (богатый). 2. Согласно другой точке зрения, имя Баян возникло как результат твердого произношения в местных татарских говорах мягкого арабского имени Бяян и представляет собой омоним монгольского имени Баян.
Из Казахстанского эпоса "Козы Корпеш и Баян-слу":
"Баян уже исполнилось четырнадцать лет, и была она такой дивной красоты, что люди звали ее не иначе, как Баян-слу, что означало красавица Баян. Стройна, как тополь, гибка, как камышинка, выросла Баян-слу весела, как птичка в небе, нежна, как полевой цветок. Волосы ее были темней самой темной ночи, глаза светились ярче самого ясного майского дня, губы были алыми, как весенний тюльпан, зубы ровные, белые, как морской коралл".
Как мы видим основа слова "баян" составляет "Ба". Поскольку, например, в "разбахориться" "ян" уже отсутствует.
Что же означает "Ба"
Ба - Душа в Древнем Египте. Изображалась в виде обычной птицы, или птицы с человеческой головой.
http://lib.deport.ru/slovar/sim/b/ba.html «Ба» в Древнем Египте называли оживляющий Дух.
Ба - в китайской мифологии дух засухи, обитающий на юге; изображается ввиде женщины, летающей по воздуху. Несет засуху, голод и смерть.
Имя Ба обладает следующими фоносемантическими качествами из 25 возможных (качества приводятся по степени убывания их выраженности):Могучий, Мужественный, Быстрый, Грубый, Громкий, Яркий, Храбрый, Большой, Активный, Величественный, Подвижный, Сильный, Хороший, Короткий, Радостный.
http://www.psevdonim.ru/imena/2f.htm "ба" и "ма" являются первыми слогами которые произносит ребёнок.
Ба - Возглас при выражении удивления при узнавании кого-л., воспоминании о чем-л., при внезапно пришедшей мысли как действие.
Приставка ба в аланском языке - выражает более основательное движение, а также указывает на движение внутрь с точки зрения находящегося снаружи (в этом отношении ба- по значению близка русской приставке в (во-)
В казахском языке суффикс "ба" присоединяется к глаголу прошедшего времени для образования отрицания.
В таджикском языке предлог "ба" употребляется в значении "к". В древнееврейском "у, возле, около".
В японском языке суффикс "ба" относится к условно-временными, рекомендуется переводить их союзными словами либо "если" либо "когда" в зависимости от контекста
Суффикс –ба, находящийся в составе фамилии, является патронимической частицей наиболее часто употреблявшейся в абхазском языке. Происходит он от древнего форманта «па», «ипа», означающего «потомок», «сын». Соответственно, фамильное прозвище Амичба должно расшифровываться как «сын Амичи».
ба, в китайском,— число восемь.
«ба» в иранском, тюркских языках означает «большой» или «горный».
В украинском языке сохранились древние слова, содержащие праслово ба и поддающиеся расшифровке: жаба (жа-ба) – холодная душа (холоднокровная); жалоба (жал-ба) – жаль души; журба (жур-ба) – печаль души; жадоба (жад-ба) – жадность души; ганьба (ган-ба) – изгнание души, отсюда имя египетского Бога смерти Ганубис; юрба (юр-ба) – изменение души, отсюда юркий (юр-ки) – меняющий движения, юродивый (юр-дивный) – изменённый дивно, латинское juris – право, тюркское юрт – раскладное жилище; русское свадьба (свад-ба) – сведение душ, отсюда сват – сведённый родственник; фамилия Желиба (жали-ба) – жалостливая душа, Глоба (гло-ба) – чистая душа, отсюда суглоб (сустав) – обоюдно чистый (су-гло), клопіт (проблема) – порядок нарушен (кло-пат), ангел – человек чистый (ан-гл), глина – чистая, английское clean – чистый, латинское cluo – очищаю; хабар (взятка) – без души (ха-ба), отсюда итальянское gabbare – обманывать (ха-ба-ре), gabbacompagni (неверный друг) – ха-ба-компаньйон; баян (ба-ян) – душевная пища; бажання (ба-ян) – душу питает. Слово юрба через этруский язык пришло в латынь и стало словом urbis означающим город. У некоторых древних народов, потомков «земных людей», например нигерийцев, говорящих на языке ёруба (yoruba – созвучно со словом юрба) слово бабá означает отец: ба – без и бá – души, то есть суровый, жестокий, отсюда детская страшилка бабáй, бабуся (ба-бус) – без бус (старые женщины уже не могущие рожать детей бусы не носили), блядь (ба-лад) – безладная, балада (ба-лад) – без ладу (устный сбивчивый рассказ), баланда – «плохая еда». Имя арабского разбойника Али-бабá означает Али-жестокий. У египтян праслово бá также означало душу, имя римского Бога виноделия Бáхус означает душу раскрывающий (бá-хус), украинское слово хустина (платок) означает уста закрывает (хус-тин).
http://www.myslenedrevo.com.ua/studies/strelkov/24.html По всей видимости, "ба" имеет значение воодушевления. Если, например, "ходить" применяется к субъекту, то "ходьба" уже существует самостоятельно. Для "ба" характерна обращённость к прошлому.
О значении понятия "ян" по всей видимости лучше всего скажет восточная философия.
Единая изначальная материя тайцзи порождает две противоположные субстанции — ян и инь, которые едины и неделимы. Первоначально «инь» означало «северный, теневой», а «ян» — «южный, солнечный склон горы». Позднее инь воспринималось как негативное, холодное, темное и женское, а ян — как позитивное, светлое, теплое и мужское начало.
В трактате «Ней-цзин» по этому поводу говорится:
Чистая субстанция ян претворяется в небе; мутная субстанция инь претворяется в земле… Небо — это субстанция ян, а земля — это субстанция инь. Солнце — это субстанция ян, а Луна — это субстанция инь… Субстанция инь — это покой, а субстанция ян — это подвижность. Субстанция ян рождает, а субстанция инь взращивает. Субстанция ян трансформирует дыхание-ци, а субстанция инь формирует телесную форму.
Итак, Ян обозначает небесную, солнечную энергию, подвижность.
Суммируя всё вышесказанное, понятие "баян" можно определить, условно, сжато, как "душа солнца".